Традиционный китайский сад: описание, виды и особенности. Традиционный китайский сад Устройство китайского сада считается утонченным

Китайские сады прочно входят в моду последние несколько лет. Особую популярность они обретают в связи с расширением зон, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство. Китайский сад можно разбить и спроектировать даже на уклонных участках.

Сад в китайском стиле и его фото

Сад в китайском стиле устроен по определенным канонам, уходящим вглубь веков. В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств, это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга. Главное достоинство китайского сада - его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе. Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют , они могут находиться или .

Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением. Для прогулки по саду существует маршрут, связывающий садовые композиции в единое целое, раскрывающий перед гостем садовые картины одну за другой в определенной последовательности, - это своеобразный сценарий садового спектакля. Китайские садовые устроители мудро советовали учиться у природы, впитывать какие-то идеи, путешествуя по окрестностям. Не стоит слепо копировать окружающую красоту, поучитесь у нее, вдохновитесь и придумайте что-то свое.

Посмотрите сад в китайском стиле на фото, которые иллюстрируют проект в целом и его составные элементы:

Фотогалерея

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Пример воплощения проекта, в основу которого положен китайский стиль в ландшафтном дизайне.

Используемые элементы сада:

1. палисадник.

2. древесно-кустарниковая композиция.

3. плавательный бассейн.

6. пионы, посаженные в модули мощения.

7. китайская беседка.

Начинается сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором. Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение. Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля. Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений. На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки, он состоит из двух частей по обе стороны от беседки по китайским мотивам, к которой примыкают. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Ландшафт в китайском стиле

Можно сначала посмотреть на фото китайские сады, чтобы понять, что подобный стиль минимализма позволяет обустраивать даже самые неприглядные территории:

Фотогалерея

Ландшафт в китайском стиле включает в себя несколько необычных элементов. Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада - отсюда они открываются просто потрясающие. Кроме того, она отвлекает внимание от слабо декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей. Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего сада. Один из ее главных элементов - крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей. Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них. С камнями органично смотрится мощение. Если нужно «провести» по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит

Настоящий китайский сад невозможно создать, если попробовать всего лишь слепо следовать внешним принципам садово-парковой культуры, даже великолепно их зная. Как любой другой вид искусства Китая, ландшафтный дизайн можно по-настоящему постичь, лишь одновременно воспринимая традиционную восточную философию.

Эта философия, в частности, популярный в Китае даосизм – побуждает человека стремиться к гармонии с природой. Но обычное подражание «а ля натюрель» было бы слишком просто. Нет, создать такой сад, в котором человек способен ощутить именно глубокое единение с деревьями, водой, небом – это высокое искусство. Чтобы понять, что такое природа для жителя Востока, можно вспомнить о средневековых домах Японии, вообще не имевших стен – только крыша и столбы-опоры. А пейзаж становился подлинным продолжением дома.

Идеальный китайский сад – словно бы маленькая «модель Вселенной», и строится он по ее «законам» - бесконечности и гармонии. Соответственно, все элементы сада символизируют какие-либо составляющие мира, его женское и мужское начало – восточные «инь» и «ян». Весь китайский сад – череда образов, которые можно прочесть.

Когда мы говорим «сад - модель Вселенной», это не имеет отношения его к размеру. Садик может быть и крохотным, но все-таки должен оставаться целым миром. Поэтому активно применяются различные способы, зрительно увеличивающие пространство. Например, гуляющий по саду человек должен постоянно встречать на пути новые, разнообразные, детали. Тропинки могут быть нарочито извилистыми, чтобы «удлинять» путь.

Как и мир, китайский сад неоднороден. С помощью специальных элементов (стен, архитектурных элементов и т.д.) он разделен на множество разных «садов». Путешествие из одного в другой – это цепочка открытий для изумленного путника, глазам которого постоянно открываются картины, каких он вовсе не ожидал увидеть. Шаг – и поднимается занавес, еще несколько шагов – и путешественник уже в другой «стране».

Оформление участка в Китайском стиле отличается от европейских и своим наполнением. Главную роль здесь играют камни и водоемы, а растительность – особенно цветы – уже как бы вторичный элемент. Всемирно известны китайские, японские «сады камней». В ландшафтном дизайне традиционно применяется озерный известняк. Это камень с подчеркнутой историей, которую можно прочитать по следам, оставленным на его поверхности водой. Как строительный материал используется также гранит – для мощения дорожек, возведения мостов и т.д.

Китайский сад – это «горы и вода», а потому из растительного мира здесь все же приветствуются деревья: сосна, бамбук и абрикос. Цветы вовсе не находятся «под запретом», но они – лишь дополнение. Как и все другие элементы, каждый цветок имеет свое значение, скрытый смысл. Традиционны для китайского сада магнолии, хризантемы, пионы, рододендроны, горечавка и примула

2. Китайский сад – история и философия

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов. С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности. В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне , являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.

Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

Стили китайского сада

Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы (экономический центр страны) является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размещались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущие кустарники. Малые сады устраивались при жилых домах. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях в сотни гектаров, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

В Древнем Китае традиционно устраивались сады при императорских дворцах и дворцах китайских вельмож, это были парадные сады или даже парки. Они создавались как величественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздавали за садовой оградой. Посадки деревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно подстриженными и стилизованными, каждая деталь что-нибудь символизировала. Многие такие сады сегодня являются местами настоящего паломничества туристов. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности.

Главная задача создателя такого парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый вид. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены.

Китайский сад может быть садом ученых, с лабиринтом дорожек для многочасовых прогулок ученых и философов, призванным настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад. По свидетельству самих китайцев, в садах ученых (или садах литературы) лучше всего воплощено мировоззрение китайского сада. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Сад ученых отличается скорее скромной, тонкой элегантностью, нежели роскошью и величиной. Ярко-красный цвет деревянных построек создает контраст по отношению к зелени окружающей природы, белым поверхностям стен и элегантной серой черепице крыш.

Китайский сад может быть домашним садом (небольшие садики около частных домов), окруженным сплошной стеной из камня или бамбука (в Северном Китае его традиционно заменяют на хвойные растения).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей, где даже маленький фонтанчик маскируется под ручеек, бегущий среди скал. Здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой.

Планировку китайского сада определяют два типа созерцания: статическое и динамическое. В китайском саду должен быть поэтический уголок (обычно беседка на некотором возвышении, из нее открывается вид на сад), который является местом для «созерцания в спокойствии» – одной из двух различных традиционных китайских форм переживаний, связанных с садом. Такую же важную роль для китайских садовых оформителей играло и «созерцание в движении» – вторая форма переживания, которая подразумевает постоянно сменяющие друг друга пейзажи при прогулке по саду.

Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе сад в китайском понимании – это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире».

Главное в искусстве создания китайского сада – это умение в «меньшем увидеть наибольшее», и не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья – оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ для Китая).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический.

Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы и обрывы, изломанные деревья, как будто сраженные бурей. Сады угрожающего стиля вообще наполнены причудливыми и вычурными элементами – мрачными каменными композициями, деревьями неестественной формы, страшными статуями мифических существ. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

В противоположность японскому саду с его мягкими тонами и плавными цветовыми переходами китайский сад ярок и многоцветен. В особенности это касается смеющихся садов. Несколько ближе к японским китайские сады идиллического стиля, но и они сохраняют описанные выше типично китайские особенности, к которым можно добавить еще одну. Если японский сад может быть сколь угодно мал и производить впечатление игрушечного, то китайский сад обычно более просторен.

И если в настоящий полноценный японский сад можно превратить маленький укромный уголок приусадебного участка, то под китайский сад лучше выделить весь участок и подготовиться к основательному преобразованию его рельефа и убранства (озеленению, посадке деревьев, устройству цветников и пр.).

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

Из книги Луна и цветущий сад автора Семенова Анастасия Николаевна

Закладка сада Готовитесь ли вы строить собственный сад, или вы садовод со стажем, вы знаете: все начинается с идеи. С проекта, планирования, закладки. Действительно, как лучше всего распланировать будущий сад? Такое решение стоит продумать тщательно, со всей

Из книги Дача. Что и как можно построить? автора Банников Евгений Анатольевич

Освещение сада Прежде чем выбрать светильники и определить их местоположение на участке, необходимо решить, что же делать – подсветку или освещение.Обычно освещают подъезд к дому, площадку перед воротами или калиткой, крыльцо, дорожку вокруг дома, беседку (рис. 42). Чтобы

Из книги Сезонный календарь для садовода автора Куропаткина Марина Владимировна

Закладка сада Прежде чем приступить к непосредственной закладке будущего сада, необходимо совершить множество действий, любое из которых очень важно. Следует отнестись к каждому пункту внимательно, так как через несколько лет могут появиться последствия ошибок,

Из книги Золотая книга богатого урожая автора Самсонов Сергей Анатольевич

Реконструкция сада Во взрослом саду следует время от времени проводить так называемую реконструкцию. Она заключается в удалении старых погибших растений и улучшении условий для молодых и зрелых. Перед ее началом следует тщательно продумать цели, ради которых она будет

Из книги Защита огорода и сада без химии и яда автора Звонарев Николай Михайлович

Растения для сада Как правило, в плодовом саду ведущее место занимают такие культуры, как яблоня, груша, вишня, слива, земляника, смородина, крыжовник, малина, виноград. В некоторых садах выращивают также облепиху и другие растения, обладающие целебными

Из книги Садоводу и огороднику Дона автора Тыктин Н. В.

Защита сада

Из книги Всё об обрезке и прививке деревьев и кустарников автора Горбунов Виктор Владимирович

Посадка сада Лучший срок посадки яблонь и груш - октябрь, косточковых культур - ранняя весна. Запоздание с весенней посадкой может привести к гибели деревьев из-за сильного иссушения.Для экономии времени весной необходимо все подготовительные работы: перекопку,

Из книги Большая книга дачника автора Петровская Лариса Георгиевна

Обрезка сада

Из книги Отличный урожай круглый год автора Серикова Галина Алексеевна

Планирование сада Азы общего планирования, без которых никак не обойтись начинающему дачнику, мы с вами усвоили. Теперь распланируем сад.Вы уже поняли, дорогие современные дачники и дачницы, что планирование – это основа всего. Создание красивого и продуктивного сада во

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Закладка сада У всех давно на слуху выражение, что человек должен сделать в своей жизни. И не кажется случайным, что, помимо постройки дома и рождения сына, говорится о том, что необходимо посадить дерево, и хочется дополнить: «Желательно не одно, а лучше настоящий сад».

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Ландшафтные компоненты китайского сада Основу сада составляет площадка для медитаций и физических упражнений, рядом с которой располагается небольшой пруд. Водаявляется неотъемлемым элементом китайского сада. В самых знаменитых садах она занимала более половины

Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина Александровна

Стили японских садов Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ. Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали

Из книги Золотые сорта плодовых культур автора Фатьянов Владислав Иванович

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Есть ли противопоказания в употреблении китайского лимонника? Есть противопоказания! Не следует пить настой лимонника на ночь, он возбуждает нервную систему. Не следует его употреблять и

Из книги автора

Красавица Сада Этот позднелетний сорт получен С. И. Исаевым от скрещивания сортов Суйслепское с Боровинкой. Зимостойкость высокая, плодоношение наступает на 4-5-й год роста дерева, не всегда ежегодное. Урожайность обильная до 240 кг с дерева. При этом плоды часто мельчают.

Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.

Типы садов

Условно различают 6 типов китайских садов - императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

В отличие от императорских, частные сады , столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

Особенности планировки и использование основных ландшафтных компонентов

По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада - способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента - воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода - символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

Другой непременный элемент китайских садов - камни . Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии - воду, деревья - и создания рук человеческих - архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья . Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны - символ благородства, «деревья счастья» - персик и слива - и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки - символ благородства и жизненной стойкости.

Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов - лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений - символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна - долголетие и силу характера, пион - богатство и знатность, яблоня - широту души.

Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

По материалам журнала «Стильный сад» и книг:
Неухоженко Н.А., «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» СПб, 2004;
Ожегов С.С., «История ландшафтной архитектуры» М, 1993