Какая фотопленка лучше. Какая пленка лучше для теплиц: типы и их особенности

  • Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
  • Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
  • Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
  • Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
  • Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.
  • Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
  • Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
  • Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
  • Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
  • Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
  • Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
  • Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
  • Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки

  • Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
  • Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
  • Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
  • Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
  • Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
  • Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
  • Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

Составлял Дмитрий Башков

Выращивая овощи и зелень в тепличных условиях, можно получить намного больше урожая, чем в открытом грунте, так как парники позволяют делать это круглогодично. Большое влияние на рентабельность данного аграрного дела оказывает не только вложенный труд, но и капитал, основная часть которого затрачивается на приобретение теплицы. А поскольку цена на подобные готовые конструкции, как правило, очень высокая, то они зачастую не по карману обычному дачнику.

Для решения данной проблемы есть отличная альтернатива – парник из пленки. Такие сооружения делятся на каркасные и бескаркасные. Но и тот, и другой вариант позволяют в разы сэкономить бюджет, поскольку для их изготовления не требуется дорогостоящего материала и специальных навыков. Словом, это простые в исполнении варианты, поэтому теплицы из пленки без проблем можно соорудить даже своими руками.

В устройство каркасного парника входит две основные составляющие: каркас, который изготавливается из арматуры, труб, толстой проволоки или бруса и пленочное покрытие. В бескаркасных сооружениях также присутствует пленка, но опорой для нее служат гребни. В любом случае покрытие остается основным материалом, от которого будет зависеть как долговечность конструкции, так и эффективность парника в целом.

Основные требования, которые предъявляются к пленочным покрытиям для теплиц

На этапе закупки материала многие и сталкиваются с вопросом, какая нужна пленка для теплицы, чтобы она получилась правильной.

Существуют следующие общепринятые свойства, по которым должны выбираться качественные покрытия для парников:

  • способность к светорассеиванию;
  • хорошая пропускаемость углекислого газа и кислорода;
  • хорошая проницаемость ультрафиолета;
  • способность отлично удерживать тепло;
  • морозостойкость;
  • влагостойкость;
  • разрывная прочность;
  • сезонная долговечность;
  • эластичность;
  • прозрачность;
  • антистатистичность;
  • атмосфероустойчивость.

Помимо перечисленных параметров, покрытие для теплицы не должен обладать провисающими и каплеобразующими свойствами. В связи с этим, чтобы выращиваемые культуры приносили богатый урожай, к выбору материала нужно отнестись со всей ответственностью. Благо, сейчас выпускаются современные варианты, которые в отличие от прошлых вариаций, отвечают всем необходимым требованиям.

Виды покрытий для теплиц и их характеристика

Так как сейчас наш отечественный рынок предлагает множество различных видов покрытий для парников, то, прежде чем приниматься за их строительство, сначала нужно определиться, какому укрывному материалу отдать предпочтение.

Выбор напрямую будет зависеть от специфики конструкции, и если встал вопрос, какая пленка лучше для теплицы, сначала необходимо ознакомиться с существующими типами и их особенностями.

Обыкновенная полиэтиленовая пленка

Это самый распространенный укрывной материал, используемый для , так как цена его считается самой низкой. Такая пленка неплохо защищает растения от ветра и хорошо пропускает солнечный свет, а также у нее имеются необходимые влагостойкие свойства .

Однако данный материал плохо сохраняет тепло. Кроме того, на нем образуется конденсат, который способствует возникновению плесени, поэтому при использовании полиэтилена парник необходимо постоянно проветривать. Также такой тип пленки недолговечный. В связи с этим такое укрытие применяют, как правило, только на один сезон.

Данная продукция может продаваться как в рулонах с шириной от 1 до 3 м, так и в виде рукава. Последний вариант может использоваться по-разному.

Так, если разрезать рукав, то получится полотно шире 3 м. Также можно натягивать непосредственно сам рукав на каркас, при условии, что конструкция будет соответствовать его ширине.

Обратите внимание!
Полиэтилен выпускается различной толщины, тем не менее, от его плотности срок службы теплицы не будет зависеть. Поэтому, если встал вопрос, какую пленку выбрать для теплицы, то не стоит приобретать толстую дорогостоящую продукцию, так как вложения все равно себя не оправдают.

Поливинилхлоридная пленка

Некоторые овощеводы путают данный вариант укрытия с целлофаном, поскольку внешне они очень похожи друг на друга. Однако это совершенно два разных материала. Они существенно отличаются и плотностью, и другими качествами .

Поливинилхлоридная пленка стоит намного дороже своих аналогов, поскольку изготавливается по специальной технологии. Но ее высокая цена полностью оправдывается ее достоинствами.

Так, такое покрытие для теплицы обладает следующими свойствами:

  • пропускает около 90% света и примерно 80% ультрафиолета (в ее состав входят УФ-протекторы);
  • задерживает до 95% инфракрасного излучения;
  • отлично удерживает тепло;
  • легко моется водой;
  • срок службы может доходить до 5-7 лет;
  • имеет хорошие показатели морозостойкости, влагостойкости, эластичности и прочности;

Однако к монтажу поливинилхлоридного материала следует отнестись с большим вниманием, поскольку ему свойственно растягиваться. Таким образом, к минусам данного варианта можно отнести высокую стоимость и склонность к провисанию.

Полиэтиленовая армированная пленка

Данный материал изготавливается путем вплавления в его структуру стекловолокна, полипропилена или полиэтилена. Такой процесс называется армированием, благодаря чему он приобретает хорошие теплосохраняющие и “дышащие” свойства .

Кроме того, такая пленка гораздо прочнее, чем обычный полиэтилен. Это качество определяется не толщиной, а плотностью материала. Наиболее оптимальным вариантом для среднестатистической теплицы считается показатель от 120 г/м2 до 200 г/м2.

Срок службы армированной пленки колеблется от 2 до 4 сезонов. Это отличный вариант для зимних парников. В структуре данного материала присутствуют крошечные отверстия, благодаря которым в теплицы можно обойтись без проветривающих форточек.

Пленка светопреобразующая

Данный тип материала появился сравнительно недавно. В его состав входят окрашивающие добавки, которые преобразовывают спектр ультрафиолет в инфракрасное излучение, а оно, как известно, ускоряет процессы фотосинтеза и роста растений .

Светопреобразующее обладает отличными защитными свойствами, которые предохраняют растения от утренних заморозков, перегрева, а также от избытка УФ. Это наилучший вариант для южных регионов. Отличительной внешней особенностью данного материала является цветовой оттенок.

Многолетние пленки

Также существуют и улучшенные пленки для парников, которые изготавливаются по разным современным технологиям. В них могут добавляться не только UV-стабилизаторы, но и всевозможные антифоги, антистатики, абсорберы. Все эти вещества защищают материал от пестицидов и, следовательно, от преждевременной порчи.

Совет!
Обычно в комплект материала должна входить инструкция, где прописывается, из чего состоит парниковое укрытие.
Если возникла дилемма, как выбрать пленку для теплицы, то знание из чего она сделана обязательно поможет определиться с выбором.
Словом, при покупке материала обязательно обратите внимание на этот аспект.

К многолетним покрытиям для парников относятся такие пленки, как:

  • вспененная;
  • воздушно-пузырьковая (служит до 3 лет);
  • полиамидная (срок около 2-х сезонов);
  • сополимерная этиленвинилацетатная и другие.

Как продлить срок службы покрытию для парника

Для того чтобы материал прослужил долго, нужно следовать следующим рекомендациям, которые советую специалисты:

  1. При монтаже и эксплуатации следует беречь покрытие от царапин и разрывов.
  2. должен быть наиболее гладким.
  3. Обязательно нужно обрабатывать основу теплицы антисептиками.
  4. Монтаж пленки следует производить при температуре воздуха от 5 до 15 градусов тепла.
  5. Не следует укладывать сгиб плёнки на «конёк» парника.

Заключение

Теперь, ознакомившись с видами покрытий и имея общее представление об их особенностях, при возникновении вопроса, какую пленку выбрать для теплицы, любой овощевод сможет акцентировать свое внимание на том варианте, который оптимально подойдет именно для его парника. Из видео в этой статье вы почерпнете еще некоторые нюансы по данной теме!

Существует 4 типа автомобильных виниловых пленок:

Бесцветная пленка
- глянцевая пленка
- матовая пленка
- карбоновая пленка

Бесцветная пленка предназначена для защиты кузова автомобиля. Бесцветной пленкой обтягивают бампера и капот автомобиля для защиты их от механических повреждений.

Матовая и глянцевая пленки не только защищают кузов автомобиля, а и придают кузову автомобиля особый внешний вид.

Карбоновая пленка бывает 2х видов: двухмерная и трехмерная. Двухмерная карбоновая пленка имеет подобную структуру углепластикового волокна. Трехмерная пленка - полностью подобна структуре углепластикового волокна, и на внешний вид, и на ощупь.

Заслуженное распространение в разных странах завоевали бренды виниловых пленок фирм: Hexis, KPMF, 3M, Orafol. Благодаря широкому выбору пленок, сейчас стало легко создать эксклюзивный облик для вашего автомобиля.

Продукция фирмы HEXIS (французскя) выпускает пленку рулонами шириной 1.37 и 1.52 метра. Продукция этой фирмы выпускает много новинок и ведет разработку новых технологий и разрабатывает новые виды винила.

К одними из эксклюзивных видов пленки HEXIS относятся такие как:

Виниловая пленка - 3D черный глянцевый карбон. Глянцевая 3D карбоновая пленка очень подобна известному 3D Carbon от фирмы 3M, но благодаря своему глянцу и мелкой текстуре она больше подобна натуральному карбону.

Виниловая пленка - перламутровая (эффект жемчуга). Данная пленка даже от незначительного света переливается от фиолетового оттенка до золотистого.

Виниловая черная матовая полимерная пленка с бархатистой поверхностью.


Производитель пленок 3М (Япония) постоянно удивляет своими технологическими решениями. Уже созданы виниловые пленки у которых клеевой слой Comply - для лучшего нанесения пленки на кузов автомобиля. С помощью этого слоя оклейка автомобиля возможна и для начинающих мастеров. Слой Comply- это наличие маленьких канавок для отвода воздуха непосредственно из под клеевой основы, это предотвращает образование пузырей.

Так же созданы пленки с клеевым слоем - Controltac, который обеспечивает перемещение пленки на кузове автомобиля, не используя при этом мыльный раствор для мокрого способа нанесения. При незначительном нажатии на пленку, она начинает хорошо прилипать.

Наиболее популярным у фирмы 3М, является пленка которая имитирует карбон. 3М карбон серии DI-NOC™ на ощупь воспринимается как натуральный карбон.

Достоинства: DI-NOC™ Carbon тянется хорошо, не дает возникновению под пленкой воздуха и все это благодаря слою Comply.

Наиболее удобной и удачной для качественной оклейки, считается 3М пленка серии Scotchprint 1080. Толщина этой пленки в 2 раза меньше пленки DI-NOCа, благодаря этому она хорошо тянется и легче оклеиваются даже самые мелкие детали кузова. Scotchprint 1080 содержит тот же слой Controltac, благодаря чему стало заметно проще клеить пленку большого размера.

Компания ORAFOL (немецкая) обладает стабильным, высоким качеством. Orafol выпускает продукцию с такими названиями: ORACAL, ORAGUARD, ORAJET, ORALITE и ORAMASK. Популярность для оклейки кузова получила литая виниловая пленка - ORACAL 970. Она оснащена клеевым слоем RapidAir, который является аналогом 3М - слоя Comply. Позволяет клеить пленку без пузырьков. Не менее популярны серии: ORACAL 975 карбон, литая пленка ORAJET 3951.

Много видов пленок и у компании KPMF (Англия). Эта компания обладает высоким качеством пленок и пользуется высоким спросом. Для полной оклейки кузова отлично подойдет KPMF серии К88000 толщиной 100мкм, он превосходно тянется и существует большое количество оттенков для выбора нужного цвета.

Цены на пленку заметно колеблются, например:

Oracal - от 20 до 35 у.е.
KPMF - от 35 до 44 у.е.
3М Scotchcal - от 22 до 65 у.е.

Плюсы виниловой пленки:

Она экономична, защищает поверхность от небольших царапин, обеспечивает максимальную защиту от ультрафиолета, соответственно сохраняет цвет от выгорания, пленка скрывает мелкие недостатки, а так же благодаря такой пленке Вы можете менять стиль автомобиля тогда, когда пожелаете.

Недостатки виниловой пленки:

Отклеивание пленки, при некачественной оклейке кузова. На виниловой пленке пыль и грязь выглядит гораздо хуже, чем на крашеном автомобиле. Если Вы не полностью оклеиваете автомобиль, то при снятии пленки, места, где она была наклеена будут отличаться от мест где ее не было, так как под пленкой краска не выгорает.

Американская компания Kleiner Perkins Caufield & Byers провела исследование, в ходе которого выяснила, как часто люди используют смартфоны. Получилось, что среднестатистический пользователь смотрит на экран смартфона около 150 раз в день. Если вычесть из суток восемь часов, которые приходятся на сон, то получается, что человек смотрит на свой гаджет в среднем каждые 5–8 минут. При этом вряд ли кто-то всегда держит смартфон в руке: эти устройства хранятся в сумке, в кармане, кладутся на различные поверхности, регулярно при этом падая. Всё это фатально влияет на сохранность внешнего вида гаджета в хорошем состоянии. Особенно это касается экрана, который является самой хрупкой частью устройства.

После покупки нового смартфона нам приятно смотреть на экран, водить по нему пальцем, ведь он новый, гладкий, идеально ровный. Но в течение всего нескольких дней на экране появляется первая царапина - неприятный момент, согласитесь. А если носить устройство в кармане или сумке с ключами, мелочью, брелоками и другими твёрдыми предметами, экран быстро покрывается потёртостями и царапинами. После падений на нём остаются трещины и сколы. В результате активного использования смартфон начинает выглядеть «старым» уже через несколько недель. К сожалению, никакие новейшие разработки инженеров в области изготовления стёкол и рекламные уловки не спасут гаджеты от столь незавидной участи. Однако пользователи могут самостоятельно продлить жизнь своим устройствам, прибегнув к ряду уловок: покупке чехла, установке защитного стекла или наклеиванию защитной плёнки.

Защитные плёнки для смартфонов предназначены для того, чтобы оберегать экран устройства от механических повреждений, прежде всего, царапин, потёртостей и сколов. Они изготавливаются из высококачественного полимера, имеющего особую прочность. Конечно, плёнка вряд ли сможет спасти от падения или удара, но для тех, кто носит смартфон в кармане или сумке, этот вариант отлично подойдёт. Главным преимуществом защитных плёнок перед другими вариантами защиты экрана является то, что их практически не видно на смартфоне. К тому же они почти нисколько не весят и тем самым не утяжеляют и без того не лёгкие современные смартфоны, что также станет для многих плюсом. Но перед тем, как нажать заветную кнопку «купить», нужно разобраться, как же выбрать защитную плёнку для своего смартфона.

Чем различаются защитные плёнки

Модель смартфона и диагональ экрана

Современные защитные плёнки бывают трёх типов: безразмерные, для фиксированных размеров экранов, для определённой модели смартфона.

Безразмерные плёнки представляют собой прямоугольный лист пластика определённой диагонали с сеткой-разметкой, из которой пользователь может самостоятельно вырезать нужную форму. Плюсом этого варианта является универсальность: такая плёнка подойдёт под любой смартфон, и даже не обязательно знать его диагональ. Минус - не всегда удастся вырезать идеально ровный прямоугольник. А если вы хотите покрыть плёнкой всю поверхность стекла, включая динамик и кнопки, такую сложную форму вряд ли вообще получится вырезать ровно и красиво.

Защитные плёнки для фиксированных размеров экрана - это прямоугольники полимера определённой диагонали, подходящие для экранов той же диагонали. Они довольно универсальны, если вы знаете этот параметр своего смартфона.

Защитные плёнки для определённой модели смартфона - это идеально подходящий вариант для желающих покрыть плёнкой всю поверхность стекла, а также для тех, кто не хочет долго выбирать. Минусом этого варианта будет высокая стоимость защитных плёнок для топовых моделей.

Тип плёнки

Защитные плёнки бывают трёх основных типов: глянцевые, матовые и зеркальные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Глянцевые плёнки наиболее распространены. Они наилучшим образом передают цвет изображения, практически его не искажая. Такие плёнки отлично скрывают мелкие царапины на поверхности экрана и противостоят появлению новых повреждений. Существуют глянцевые плёнки с пометкой «прозрачная» и «суперпрозрачная» - их совершенно не видно на экране.

Однако у глянцевых плёнок есть ряд недостатков. Во-первых, на солнце и при ярком свете на них появляются блики, мешающие просмотру изображения. Выход - включать яркость на максимум. Во-вторых, на них остаются следы от пальцев, поэтому плёнку придётся регулярно протирать. В-третьих, может появиться эффект прилипания пальцев. В связи с этим глянцевые плёнки не стоит приклеивать любителям игр. В-четвертых, из-за минимальной толщины они обеспечивают защиту хуже плёнок других типов.

Матовые плёнки отличаются повышенной плотностью, поэтому они лучше защищают от царапин и потёртостей. Благодаря матовой поверхности свет на них рассеивается, практически не отражаясь, что помогает избежать бликов. На некоторых моделях указано, что они «антибликовые», что означает улучшенное противодействие бликам. Также к таким плёнкам хуже пристаёт грязь, а следы от пальцев и вовсе не остаются. Немаловажно и то, что их поверхность обеспечивает ровное скольжение пальца.

Однако среди многочисленных преимуществ матовые плёнки обладают большим недостатком: изображение с ними немного размывается и становится зернистым. В наши дни, когда многие пользователи приобретают смартфоны ради идеального изображения, это действительно существенный минус. Но проблема всё же частично решается повышением яркости до максимума. Ещё одним недостатком для многих может стать толщина таких плёнок - их сразу видно на экране.

Зеркальные защитные плёнки по своим характеристикам схожи с глянцевыми, но обладают интересной особенностью: при выключенном экране они отражают изображение, что позволяет использовать смартфон в качестве зеркала. При этом такие плёнки «бликуют» ещё сильнее глянцевых, что делает их не особо популярными среди пользователей.

Способ фиксации

Бывают плёнки с двумя способами фиксации на экране: статическим и на клеевой основе. Статические плёнки имеют тонкий силиконовый слой. Это позволяет им легко и плотно крепиться на стекло без образования пузырьков. Главное, что их можно снимать и чистить много раз. Клеевые же плёнки сложно наклеить во второй раз, так как будут появляться пузырьки.

Количество плёнок в комплекте

Защитная плёнка служат смартфону не вечно - при активном использовании гаджета её нужно будет сменить через несколько месяцев. Поэтому многие производители кладут в комплект две и более плёнок для удобства пользователей.

Хотя аналоговая фотография в наши дни имеет маргинальный статус, на пленку до сих пор снимают и ее до сих пор принимают в фотоцентрах на проявку. Профессиональные фотографы не отказались от аналоговой технологии, которая в некоторых видах съемки не имеет равноценной альтернативы — пейзаж и съемка интерьеров, художественная фотография. Для фотолюбителей пленка открывает новые горизонты творческого поиска.

Показателен тот факт, что многие энтузиасты пленки приходят к ней, поснимав на «цифру». Они назовут немало причин: возможность менять «матрицу» с каждой катушкой, глубина/объем пленочного изображения, механическая надежность. Выбор аналоговой камеры — вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения с учетом формата камеры и ценового уровня. А пока мы остановимся на вопросе, объединяющем аналоговые камеры любого класса и производителя.



Форматы пленок

В наши дни в продаже можно встретить пленки следующих форматов:

Узкий формат. Тип 135. Перфорированная пленка для узкопленочных камер в кассетах, рассчитанных на 36 кадров размером 24×36 мм. Встречаются кассеты с любительской пленкой, рассчитанные на меньшее количество кадров. Некоторые профессиональные пленки 35 мм можно купить «оптом» в рулонах для самостоятельной фасовки по кассетам.
- Средний формат. Тип 120 (рольфильм). Пленка шириной 56 мм (без перфорации) имеет фиксированную длину, рассчитанную на получение 16 кадров 42,5×56 мм, 12 кадров 56×56 мм или 10 кадров 56×70 мм. Размер кадра зависит от типа камеры (66, 645 или 67), а самым распространенным в среднем формате является квадратный кадр 56×56 мм.
- Широкий формат. Листовая пленка для камер большого формата (9×12 или 13×18 см).

Проще всего найти в продаже пленку35 мм. С рольфильмом могут возникнуть проблемы, а с покупкой листовой пленки они рано или поздно возникнут даже у жителей Москвы и Петербурга. На помощь приходят западные веб-магазины www.adorama.com и www.bhphotovideo.com .

120-я пленка продается в катушках с защитным раккордом — бумажной лентой, которая закрывает пленку по всей длине, защищая ее от света. Такая конструкция используется с 20-х годов XX века. Тогда у многих камер не было счетчика кадров. Их отсчет производился по смотровому окошку на задней стенке камеры, закрытому красным стеклом. Дополнительную защиту от засветки обеспечивал бумажный раккорд.

Кроме 120-го типа некоторые среднеформатные камеры могут работать с пленкой 220-го типа. Ее отличие — в два раза больше длина пленки (соответственно, и количество кадров). Сейчас приобрести такую пленку можно только в западных интернет-магазинах.

Чувствительность

Чувствительность выражается в единицах международного стандарта — ISO. Пленка 100 единиц оптимальна для съемки солнечным днем, 50 единиц — работы в студии. В помещении пригодятся пленки на 400 или 800 единиц. С ростом чувствительности снижается детализация изображения и растет зернистость, что обычно рассматривается как недостаток. Но высокая детализация нужна не всегда. В отличие от шумов на цифровых камерах благородное зерно черно-белых пленок часто используется в художественных целях. Например, крупным красивым зерном обладает пленка Rollei R3.

Разновидности фотопленок

Какую пленку купить — цветную или черно-белую? Ответ находится в плоскости личных предпочтений и творческих задач фотографа. Существует великое множество пленок, различающихся тональностью, контрастностью, размером и формой зерна, толщиной подложки. В общем приближении ныне существующие пленки можно подразделить на несколько типов:

Процесс Внутривидовые различия Исключения
Черно-белые негативные Д-76 (традиционные) Панохроматические/ ортохроматические Инфракрасные
C-41 (Хромогенные) Тип эмульсии - классический или t-grain Со сверхвысоким разрешением
Цветные С-41 (Негативные) Для дневного/ искуственного света
Е-6 (слайдовые) Живые/нейтралбные цвета слайдовые пленки, проявляемые по оригинальному процессу (например, Kodachrome)

Если вам хочется фотографировать на черно-белую пленку, но нет желания работать с растворами и бачками, остановите выбор на хромогенной пленке, которая проявляется в фотоцентрах по стандартному лабораторному процессу С-41. «Псевдочерно-белые» пленки удобны для новичков и позволяют получать стабильно качественный результат. Обладая очень высокой фотоширотой, они оптимальны для жанровой съемки, когда на точное определение экспозиции нередко просто нет времени. Как и цветной негатив, хромогенная ч/б-пленка обладает почти неразличимым зерном, но существует один важный нюанс: печатать фотографии также следует, как с цветных негативов (ручная печать на черно-белой бумаге не принесет качественных результатов). Исключение — Illford XP2 Super, при разработке которой была сохранена возможность ручной оптической печати.

Для художественных задач профессиональные фотографы, снимающие на ч/б, предпочитают классическую пленку на кристаллах галоида серебра. Как правило, она проявляется вручную. Также существуют пленки на плоских (T-Grain) кристаллах. Многие предпочитают проверенные временем варианты и утверждают, что T-Grain дают «пластмассовую» тональность. Но данное суждение вряд ли обоснованно. Ведь самые современные Illford Delta 400 и Kodak T-Max 100 на плоских кристаллах не уступают в плане рисунка Illford HP5 или Kodak Tri-X, которые любили великие фотографы прошлого.

К пленкам сверхвысокого разрешения относятся Gigabitfilm, Adox и отечественная «Тасма» ФН64. Особенность самой распространенной из них — Gigabitfilm — входящая в комплект емкость со специальным проявителем. При использовании высококачественной оптики (Leica, Contax G-series) пленка с легкостью выдает разрешение 300 линий на миллиметр. Вытянуть все детали может далеко не каждый сканер, но ручная печать позволяет получить разрешение на уровне среднего формата.

Для съемки в ИК-диапазоне с соответствующим фильтром на объективе можно найти в продаже только пленки Rollei Infrared. Из употребления вышли «нестандартные» пленки ортохроматического типа (нечувствительные при проявке к свету красного фонаря) и слайд Kodachrome, в эмульсию которого красители попадают в процессе проявки.

Цветные негативные пленки, как и черно-белые, отличаются прекрасной фотоширотой. В отличие от слайда они экономичны в использовании и легко сканируются. Слайд — вне конкуренции благодаря прекрасной цветопередаче, отсутствию зерна и недостижимой для негативной пленки и цифры детализации. В то же время он уступает негативу с точки зрения динамического диапазона, крайне требователен к точности экспозиции, а его проявка нередко обходится дороже самой пленки. В профессиональной съемке пейзажей, интерьеров широкоформатному слайду до сих пор нет аналогов.

Индекс VC или C на упаковке от негативной пленки указывает на повышенную насыщенность и контраст, NC или S — на более нейтральный. Слайдовые пленки также различаются по цветопередаче, но это различие является более глобальным, разделяя отдельные марки слайдовой пленки (например, сверхнасыщенная Fujichrome Velvia и реалистичная Provia). Большинство слайдовых пленок предназначены для температуры дневного/импульсного света, а при съемке в помещении их приходится использовать с конверсионными фильтрами. В продаже иногда встречаются слайдовые пленки, оптимизированные для комнатного освещения (Kodak Ektachrome 64Т).

Транспортировка и хранение

Дорогие профессиональные пленки, в особенности цветные, как правило, весьма требовательны к условиям хранения, а найти для них холодильник вдали от дома не всегда возможно. Для поездок в жаркие страны или туристических походов можно остановиться на промежуточном варианте (например, Fujicolor Superia Reala).

Отметим также, что при перевозке неотснятых/непроявленных пленок в аэропортах в процессе досмотра излучение рентгеновских сканеров может привести к частичной порче пленок. Избежать подобной проверки сложно, но снизить воздействие можно, если проносить пленки в составе ручной клади, а не в багаже, где излучение существенно выше. Производители советуют как можно быстрее проявлять отснятые материалы. Но это, конечно, возможно далеко не всегда. Хранить пленку рекомендуется в холодильнике.

Топ-20 самых популярных пленок

Черно-белые пленки:

Kodak T-Max BW 400CN проявляется по лабораторному процессу C-41. Самая универсальная ч/б-пленка. При номинальной чувствительности 400 единиц позволяет снимать в диапазоне ISO 25-800, сохраняя стандартный режим проявки. Благодаря столь впечатляющей фотошироте прощает почти любые промахи экспозиции.
Illford PanF 50 Plus идеальна для студийных портретов, макро, пейзажей на длинной выдержке. Достаточно контрастная и мелкозернистая, имеет неповторимую «мягкую» тональность. Еще более усилить «мягкость» позволит мелкозернистый проявитель Illford Perceptol и пул-процесс на одну ступень (ISO 25).
Kodak T-Max 100 подходит для повседневной съемки. Высокий контраст и контурная резкость, мелкое зерно, красивый жесткий рисунок. Проявлять рекомендуется в «родном» T-Max или D-76.
Fuji Neopan Acros 100. Хорошая тональная передача и большая фотоширота сочетаются с умеренной контрастностью, но пленка уступает собратьям по детализации. Хороший результат дает в сочетании с Illford Microphen в концентрациях до 1+3. «Разгоняется» до ISO 400.
- Rollei Retro 100 — пленка для портретов. Контрастная, но с приятной тональностью и мелким зерном. Производится фирмой Maco для Rollei. Недостатки: тонкая подложка и высокая скручиваемость, однако результат стоит затраченных усилий. Проявитель — D-76, Maco LP-Cube, любой жидкий от Kodak.

Fomapan 100 — чешская пленка, которую благодаря низкой цене любят начинающие фотографы. Контрастная, но имеет слишком высокое для такой чувствительности зерно и невыразительный тональный рисунок. Для проявки оптимален дешевый жидкий Fomadon LQN.
- Illford FP4. Номинальная чувствительность 125 единиц. Приятная тональность делает эту пленку хорошим выбором для съемки портретов. Рекомендуется мелкозернистый проявитель — Perceptol, жидкий Maco Supergrain.
- Fortepan 200 — дешевая ч/б-пленка венгерского производства с крупным и весьма красивым зерном, насыщенной тональностью. Умеренно контрастная, с хорошей детализацией. Недостатки — некоторая небрежность полива эмульсии и высокая скручиваемость.
- Kodak TRI-X 400 очень любили великие фотографы прошлого. Ее отличает высокая контрастность и «классический» рисунок. Проявлять лучше всего в жидких проявителях от Kodak. Если же надо подчеркнуть зерно, работает «классический» метод проявки: TRI-X + Родинал.
- Illford HP5 Plus — еще одна пленка, на которую было снято немало шедевров. Высокая резкость, красивое и довольно крупное зерно. Номинальная чувствительность 400 единиц. Традиционно используется для пуш-процесса (до 1600 единиц).
- Illford Delta 400. Современная универсальная пленка на плоских кристаллах, оптимальна для различных художественных задач. В отличие от Delta 100 обладает высоким контрастом и жестким рисунком. Пуш-процесс до 1600 единиц. Проявитель — D-76/ID-11.
- Illford Delta 3200 сочетает новейшую четырехслойную эмульсию на плоских кристаллах и красивое зерно. Номинальная чувствительность — 1250 единиц. В качестве проявителя рекомендуется фирменный Microphen. Пленка рассчитана на пуш-обработку. В зависимости от режима проявки может использоваться в диапазоне 800-12800 ISO.
Rollei R3 обладает крупным красивым зерном и обходит Delta 3200 по таким характеристикам, как резкость и контраст. Встречается с чувствительностью 400 и 800 единиц. Оптимальный результат дает при пуше на одну-две ступени.

Цветные пленки:

Fujicolor Superia Reala. Цветная негативная пленка с чувствительностью 100 единиц, идеально подходящая для использования вдали от дома. Обеспечивает правильную цветопередачу и высокую детализацию, подходит для различных сюжетов, нетребовательна к условиям хранения.
- Kodak Portra 160 NC/VC. Одна из самых популярных негативных пленок для съемки людей. Существуют варианты с нейтральной (NC) и «живой» (VC) цветопередачей, но только один из них (NC) позволяет получать стабильный результат.
- Fujicolor Pro 400H. Цветная негативная пленка, которая позволяет получать прекрасные результаты при съемке портретов в условиях недостаточного освещения. Обладает высокой контрастностью.
- Fujichrome Velvia 100F — известная слайдовая пленка, заслужившая признание благодаря насыщенной цветопередаче. Новая версия, пришедшая на смену Velvia 50, отличается более естественными цветами. Хорошо справляется со съемкой на длинных выдержках (несколько минут без нарушения баланса цветов). Мягкая тональность, неплохой для слайда динамический диапазон.
- Fujichrome Provia 100F. Считается, что эта пленка дает более естественные цвета, чем Velvia. Однако на больших выдержках имеет место уход в холодные тона. При сканировании на недорогих сканерах дает лучший результат, чем Velvia.
- Fujichrome Astia 100F создавалась для портретной и фэшн-съемки. Обладает нейтральной цветопередачей, умеренным контрастом, несколько уступая собратьям из семейства Fujichrome по детализации.
- Kodak Ektachrome E100G популярна у профессиональных фотографов. Обладает большой для слайда фотоширотой, естественной цветопередачей и невысоким контрастом. По передаче телесных оттенков не уступает Astia. Версия E100-GX отличается более теплой цветопередачей и часто используется при съемке людей.

оригинал статьи http://pro-format.ru/films/ilford1/item2/