Структурная операционализация пример. Структурная и факторная операционализация

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Влияние повышения размера страхового возмещения по вкладам физических лиц на рост депозитной базы банковской системы России

Влияние повышения размера страхового возмещения по вкладам физических лиц на рост депозитной базы банковской системы России

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ»

Социологическое исследование

на тему

«Влияние совместительства в московских ВУЗах на качество обр а зования»

Выполнил:

студент группы У3-1

Преподаватель:

Баранов А.С.

Москва 2007

Актуальность исследования

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что в России сокращается число квалифицированных преподавательских кадров при росте учебной нагрузки. Российская образовательная система на протяжении долгого времени являлась одной из лучших. Теперь перед страной стоит проблема повышения качества, воспроизводство научных кадров. В 2006 году ректор МГУ им. М.В. Ломоносова вносил предложение подготовить и принять закон о статусе педагогического работника. Принимая этот закон, необходимо создать возможности для повышения оплаты труда преподавателя, научного сотрудника университета. В рамках улучшения качества образования так же предлагалось провести увеличение надбавок более чем в два раза за степень кандидата и доктора наук.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в конце 2006 года заявил: «У нас не должно быть "работающих бедных". Не должно быть заработных плат, на которые нельзя жить». Согласно многим социологическим исследования учителя наряду с врачами относятся к категории «работающих бедных».

Не только сегодня, но и несколько лет назад очень много внимания уделяется проблеме повышения оплаты труда бедным работающим, в частности по заказу Министерстве труда и социального развития РФ в 2003 году вышла монография А.А. Разумова о проблемах работающих бедных, где приведен анализ современной ситуации и отдельная глава посвящена оплате труда преподавателей.

Проблемная ситуация

Вопрос качества образования упирается в материальное положение учителя, преподавателя, их статус. Но во многих созданных в последнее время высших учебных заведениях, а это в основном юридические, экономические и управленческие, вообще не хватает квалифицированных педагогических кадров. Никто не хочет работать хорошо за маленькие деньги. Качество образования напрямую связано с квалификацией преподавателя. А у нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Две трети своего времени преподаватель университета проводит не на основной работе, а в других местах, зарабатывая на проживание, так сказать, «на стороне». Наблюдается противоречие между интеллектуальным потенциалом преподавателя и вознаграждением за их труд. В отличие от развитых стран преподаватели высшей школы в России не входят в группы высокооплачиваемых профессий. С сожалением можно признать, что иногда преподаватель сталкивается с проблемой удовлетворения первичных потребностей, связанных с материальными условиями жизни. Возникает внутренний конфликт между потребностями в творчестве и необходимостью искать источники средств существования.

Увеличение числа персонала за счет совместителей с экономической точки зрения выгодно для ВУЗа, но не с точки зрения качества преподавания. Совместители, как правило, не ведут учебную, методическую и научную работу в полном объеме. Также работая в нескольких местах, преподаватели часто опаздывают на занятия, не удовлетворены своим статусом, не имеет времени для полноценного отдыха. Учебная часть вынуждена подстраиваться под свободного от основного расписание время приглашенного преподавателя.

Но в совместительстве есть и положительные стороны, благоприятно влияющие на повышение качества образования. В первую очередь, это приобретение практического опыта по специальности, что повышает профессионализм преподавателя. Преподаватель может сравнить контингент студентов в разных ВУЗах, опробовать разные методики обучения, ознакомиться с опытом коллег.

А ведь именно преподаватели высших учебных заведений обеспечивают благополучие страны в перспективе, они создают специалистов, которые в будущем будут представлять нашу страну на мировой арене, обеспечивать экономическую, финансовую, духовную и социальную стабильность общества. Сейчас престижно иметь ученую степень доктора наук и читать раз в две недели лекцию в известном столичном вузе, но быть обычным преподавателем с полной загрузкой хочет далеко не каждый. Да и не каждый может себе позволить роскошь относится к категории «работающих бедных». Преподаватель должен за свою работу получать достаточно. Тогда от него можно требовать, чтобы он все рабочее время отдавал университету. Увеличения минимального размера оплаты труда и заработных плат происходит, но такими же темпами повышается инфляция, погашая все надбавки. Сейчас страна просто теряет квалифицированных преподавателей, работающих людей, а завтра ее будущее окажется под угрозой.

Научная разработанность проблемы

Проблема существования «работающих бедных» в России рассмотрена очень широко, существует множество статей, книг и даже монографий, посвященных этому вопросу. Ежегодно Фонд «Общественное мнение» проводит исследования, включающие опросы общественного мнения, посвященные проблеме бедности в России. И неизменно большую часть бедных представляют работники бюджетных организаций, другая часть - это работники небюджетных организаций, а также предприятий. Низко оплачивается труд учителей, врачей, педагогов, воспитателей и т.д. На основе выводов из этих исследований делается заключение, что работающие бедные в России - парадоксальная закономерность. Это печальное заключение привело к появлению на свет монографии А.А.Разумова «Работающие бедные в России»

Трудно найти отдельных статей о низкой зарплате именно преподавателей ВУЗов, но если рассматривать этот вопрос в связке с качеством образования, то в данном ракурсе проблемы представлено достаточно много публикаций. В статье «Определение путей снижения издержек в ВУЗе» М.В. Баташов (журнал «Университетское управление», 2004г. №4(32), с.27-32) отмечает кризисные факторы современного образования и выделяет среди них в особенности кризис «Кумбса» - недостаток финансирования и квалифицированных педагогов. В относительном выражение с 2002 года по 2003 произошло сокращение численность штатного профессорско-преподавательского персонала на 5 процентных пункта при относительном увеличении численности студентов и числа государственных высших учебных заведений на 4 процентных пункта. На основании приведенных данных делается вывод о том, что на определенный период времени кризис «Кумбса» в РФ имеет положительное частичное разрешение (не учитывая финансовую составляющую).

Не только в этой статье отсутствие денежных средств ставиться как одна из решающих проблем образования. В статье С.А. Белякова «О дополнительном финансировании образования» (Университетское управление. 2003. № 2(25). С. 49-52) ведется речь о недостаток бюджетного финансирования. В отдельных случаях считается, что остальные проблемы системы образования - доступность, качество, эффективность - порождены в первую очередь и главным образом именно недостатком финансирования. Оплата труда преподавателей как раз этот случай. Объем расходов, необходимых для осуществления образовательного процесса, определяется численностью учащихся. Если наблюдается не хватка кадров, а численность учащихся растет, то это приводит, как уже отмечалось в предыдущей статье, к перегрузке преподавателей и снижению качества и эффективности образования.

Неизменно во всех статьях, ориентированных на оценку качества образования, акцент делается на пожелания преподавателя при разработке мер по улучшению образования. Судя по результатам исследований, представленных в различных статьях, материальный аспект превалирует как определяющий для стимулирования эффективности преподавания. Это отражено в статье Е.В.Бурмистрова «Оценка качества образовательных услуг» (Университетское управление. 2004. №2(30). С.114-115).

В процессе ознакомления с материалом меня очень удивило обилие исследований, датированных 1990-1999гг. Я не могла предположить, что в то время это проблема стояла так остро и волновала общественность. К примеру, в статье Н.В.Дрантусова и Е.А. Князева «Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании»
(Университетское управление. 1999. № 1(8). С. 41-44) государство характеризуется как институт, который не в состоянии обеспечить должное финансирование вузов. Поэтому ему приходится делиться полномочиями с университетами в вопросах управления, предоставляя им возможность взять на себя часть ответственности за дальнейшее существование вуза. Оценка качества работы научно-педагогических работников является несомненно одним из важнейших направлений кадровой политики учреждения. Эта оценка тесно связана с вопросами материального стимулирования.

В статье И.Б. Герасимова «Проблемы подготовки научно-преподавательских кадров (Социологические исследования. 1997. № 8. С. 104-106.) отмечается уход преподавателей из образовательных учреждений в более благополучные в материальном отношении сферы (до 40% по отдельным учебным заведениям в 1993 году), резкое сокращения количества молодых специалистов, «скрытая миграция» квалифицированных преподавателей, которые из-за экономических трудностей вынуждены заниматься работами, не связанными ни с учебным процессом, а главное - ни с научными интересами.

К нашему времени ситуация только усугубилась. Наблюдается старение педагогического коллектива. Сейчас считается правильным, когда преподаватель является практиком, то есть совмещает преподавание в ВУЗе с практической деятельностью в той же сфере в свободное от основной работы время. Но, к сожалению, во-первых, для многих работа в ВУЗе не является основной именно с теоретической точки зрения, так как она низко оплачиваемая, значит усилий прилагается меньше, а во-вторых, работа по совместительству далеко не всегда является как-либо связанной с преподаваемым предметом.

Журнал Финансовый контроль (сентябрь 2006 №9 (58)) ставит темой номера проблему оплаты труда преподавателей и в связи с этим снижение качества образования. «Нет у нас в стране потенциала, способного качественного преподавать во всех высших учебных заведениях вместе с филиалами», но факт остается фактом - молодежи нравится учиться. В наше время формальная принадлежность к интеллектуальной элите теперь начинает определяться не только трудом и талантом человека, но и его платежеспособностью. Эта тенденция создает проблему воспроизводства кадров. Решить ее можно, поддерживая молодых, по-настоящему талантливых ученых. Этот вопрос неоднократно обсуждался на Совете при Президенте страны. Хорошо известно, что какие вопросы надо решить, чтобы закрепить молодых ученых в науке и образовании. Это вопросы зарплаты и социального статуса.

Непосредственно проблема совместительства рассмотрена в статье 2005 г. О.Н. Римской «Совместительство в ВУЗах. Оценки преподавателей», опубликованной на сайте www.ecsocman.edu.ru. В статье приводятся результаты социологического опроса преподавателей ВУЗов, нацеленного на определение причин работ по совместительству, процента преподавателей, являющихся совместителями. Даются ответы на вопросы, как оценивают совместительство сами преподаватели, как оно влияет на их положение и характер труда.

В журнале «Высшее образование в России» №2 в 2003 г. была опубликована статья Исаева Т. «Преподаватель как субъект образования», раскрывающая, в частности, понятие совместительства с негативной позиции с точки зрения качества образования.

Ключевые понятия и их интерпретация

Два ключевые понятия, отражающие предмет и объект исследования: совместительство и преподаватель. Косвенные понятия - качество образования и заработная плата профессорско-преподавательского состава.

Возьмем определение понятия «совместительство» из Трудового Кодекса Российской Федерации.

Совместительство - выполнение работником помимо своей основной другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Возьмем определения понятия «заработная плата» из Современного Экономического Словаря.

Заработная плата - денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, учреждением, в котором он работает, или другим нанимателем. Величина заработной платы устанавливается либо в виде должностного оклада, либо по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законом минимальной заработной платы. Верхний предел заработной платы в условиях экономики рыночного типа обычно не ограничивается.

Но в рамках исследования нас интересует только заработная плата определенной категории работников, а именно преподавателей. Поэтому часть определения не является ценной. В процессе операционализации будет выявлены представляющие интерес структурные составляющие этого понятия.

В словаре на сайте Google.ru дается следующие определение понятия «преподаватель: преподаватель - в широком смысле слова, работник высшей, средней специальной, профессионально-технической или общеобразовательной школы, ведущий какой-либо учебный предмет; в узком смысле слова штатная должность в вузах, средних и профессионально-технических учебных заведениях.

Качество образования - синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Категория «качество» в педагогической теории и практике активно применялась для анализа и интерпретации различных явлений педагогической действительности в рамках мониторинговых исследований. Такая характеристика понятия «качество образования» дается в книге Л.Н. Давыдова «Различные подходы к определению качества образования» (Качество. Инновации. Образование. -- 2005. -- № 2. -- С.5-8).

Структурная и факторная операционализация

Обратимся к интерпретированному понятию «совместительство» и проведем вычленение в нем основных структурных элементов.

Структурная операционализация.

Наличие работы по совместительству (заключен трудовой договор, а не гражданско-правовой): внутренние совместители {постоянные (штатные)}; внешние совместители; вынужденное совместительство.

Внешние совместители: совместительство связано с преподаваемым предметов; совместительство не связано с преподаваемым предметом.

Вынужденное совместительство - длительное (от учебного года и более) совмещение преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях.

Факторная операционализация.

Отношение к совмещению преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях: с удовольствием и профессиональным интересом; вынужденные неудобства в связи со сложившимся обстоятельствам.

Профессиональный интерес: чтение прикладных курсов и работа на выпускающих кафедрах; соображения престижности; желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг.

Обстоятельства: низкая заработная плата; слабая материально-техническая база ВУЗа; потребность в ведении научно-исследовательской работы.

Престиж преподавательской деятельности: высокий, средний, приемлемый, низкий, очень низкий,.

Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: более 40000 руб; от 25000 до 40000; от 15000 до 25000; менее 15000.

Напряженность преподавательского труда: очень высокая; высокая; средняя; низкая; очень низкая.

Обратимся к интерпретированному понятию "заработная плата" и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Их два:

1. Денежное вознаграждение;

Это первый уровень структурной операционализации . Чтобы получить полную структуру ключевого понятия надо расписать второй уровень.

Согласно Современному Экономическому Словарю денежное возн а граждение - это денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.

В элементе первого уровня «денежное вознаграждение» можно выделить несколько его составляющих:

1. Величина заработной платы;

2. Премиальный выплаты;

3. Количество часов труда.

В рамках этого исследования рассмотрим величину заработной платы в зависимости от ее формы (форм зарплаты труда гораздо больше, но в контексте преподавательской деятельности имеет смысл рассматривать только эти три):

1. Должностной оклад;

2. Тарифная сетка (ставка);

3. Установленная контрактом.

Должностной оклад - месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих данную должность.

Единая тарифная сетка - система дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника и характера выполняемых работ; обязательна для всех организаций РФ, находящихся на бюджетном финансировании.

Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемным работником в письменной форме на определенный срок или на время выполнения конкретной работы (подряд). Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организация труда устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. В контракте могут быть предусмотрены разнообразные льготы для создания дополнительных стимулов к труду. При истечении срока действия контракта он автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений.

Теперь можно перейти к заключительной стадии логического анализа ключевого понятия - к факторной операционализации.

Величина заработной платы согласно законодательству имеет четко установленный минимум (МРОТ=2300 руб) и практически не имеет предела роста. От себя замечу, что не в случае преподавателя государственного ВУЗа, где существуют пределы заработной платы и относительно низкие.

Премиальные выплаты представляют собой доплаты и надбавки стимулирующего характера. Их существует очень много.

Определяющий фактор, лежащий в основе одной из групп отражает возраст преподавателя и сферы деятельности после получение высшего педагогического образования. Доплаты молодым специалистам в целях укрепления кадрового состава педагогических работников: в течение первых 3 лет работы; имеющим диплом с отличием, в течение первых 3 лет работы.

Количество часов аудиторной, учебно-методической и научной раб о ты напрямую зависит от ученой степени, ученого звания преподавателя, занимаемой должности, наличия работы по совместительству.

Ученая степень: кандидат наук и доктор наук.

Ученое звание: доцент и профессор.

Должность: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент.

Согласно Соверменному Экономическому Словарю труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.

В целях этого исследования понятие «труд преподавателя» будет максимально сужено. Первый уровень структурной операционализации состоит из:

1. тарифный разряд;

3. круг исполняемых обязанностей;

4. качество труда.

Второй уровень операционализации по первым трем элементам данного понятия выявлять нецелесообразно, так как имеет смысл сразу перейти к факторной операционализации.

Существует так называемая единая тарифная сетка - ЕТС, которая делится на 18 разрядов в зависимости от квалификации и стажа работника. Каждому разряду соответствует свой коэффициент. Он умножается на ставку первого разряда, которую утверждает Правительство РФ.

Два оставшихся элемента - категория получателя и круг исполняемых обязанностей аналогичен факторной операционализции по элементу «количества труда», в данном случае на ряду с определением количества рабочих часов, размера доплат, надбавок, коэффициентов, позволяет определить сферу приложения усилий. Больше это преподавательская нагрузка или научная работа.

Нельзя выделить факторы, напрямую влияющие на качество труда преподавателя, можно провести только косвенные аналогии.

Уровень обеспеченности: ниже прожиточного минимума; прожиточный минимум; среднеобеспеченные; высокообеспеченные.

Причины работы преподавателем: личная заинтересованность; педагогическое образование; нет возможности найти другую работу.

Задачи и цели исследования. Гипотеза

Задачи:

1. Раскрыть зависимость качества образования от наличия работы по совместительству у профессорско-преподавательского состава: позитивные и негативные аспекты.

2. Определить приемлемый уровень заработной платы преподавателя для того, чтобы существование института совместительства не оказывало негативного влияния на качество образования.

3. Установить, причисляются ли преподаватели к «работающим бедным» и какое это значение имеет при решении преподавателей работать на нескольких местах работы.

4. Проанализировать структурные изменения профессорско-преподавательского состава в отношении наличия работы по совместительству.

5. Изучить степень заинтересованности преподавателя в своей работе и определить факторы, оказывающие влияние на заинтересованность преподавателя в своей работе.

Цель : определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.

Гипотезы:

1. Существует прямая зависимость между качеством образования, получаемым студентом, на занятиях с преподавателем, имеющим работу по совместительству, и нет. Если преподаватель вынужден работать по совместительству, то он по объективным причинам будет пренебрегать основной работой. К тому же у него будет накапливаться хроническая усталость, нет возможности осуществлять научную работу. Неудовлетворенный своим статусом, размером заработной платой и условиями труда работник по определению не может выполнять свою работу качественно.

Если преподаватель работает по совместительству в связи с профессиональным интересом, то в данном случае преобладают положительные аспекты, в некоторых местах присущие и вынужденной работе по совместительству по специализации. В первую очередь это накопление практического опыта, то есть повышение профессионализма преподавателя, соответствия преподаваемого материала действительности, его актуальность и значимость при практическом применение.

2. Уровень оплаты труда преподавателей должен соответствовать уровню зарплат высокооплачиваемых профессий. В таком случае для преподавателя будет престижно хорошо выполнять свою работу, качество образования встанет на первом место в интересах работника. Работа по совместительству, отнимающая силы и время и не дающая результата для основного места работы, потеряет свою актуальность. Конечно, останется проблема оснащенность ВУЗа материально-технической базы, но все же это менее острый вопрос, чем материальное благополучие.

3. На сегодняшний день особенно в отдаленных регионах преподаватели относятся к категории «работающих бедных». Не только из-за низкого среднемесячного заработка, но и из-за того, что они сами склонны себя причислять к этой категории. В некоторых случаях существование проблем с удовлетворением первичных потребностей побуждает преподавателя искать дополнительные приработки, переходя на меньшую долю ставки, освобождая время для дополнительной деятельности (в данном случае чаще всего не связанной с основной специальностью).

4. Общая численность профессорско-преподавательского состава увеличивается, но это происходит за счет увеличения числа преподавателей, работающих на пол, одну четвертую ставки, количество же работников на полную ставку увеличивается незначительно. Число совместителей в российских ВУЗах достигает 48% от общего числа преподавателей.

5. Заинтересованность преподавателя в своей работе определяется удовлетворенностью заработной платой, перспективами карьерного роста, материально-технической базой ВУЗа, то есть возможностью вести научно-исследовательские работы, соображениями престижности. Престижность преподавательской работы на данных момент средняя, для многих даже - низкая.

Выборка На 2006/2007гг. численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек www.gks.ru:Места опроса : научно-практические конференции в Москве, ВУЗы Москвы.Количество опрашиваемых : 1500 преподавателей из государственных и негосударственных образовательных учреждений.Распределение по возрасту : 20-30 лет - 19,5%; 31-40 лет - 22%; 41-50лет - 14,5%; 51-60 лет - 34%; старше 60 лет - 10%.Распределение по стажу преподавательской работы : менее 5 лет стажа - 15,5%; от 5 до 10 лет стажа - 31%; от 11 до 15 лет - 14,5%; от 15 до 20 лет - 5%; от 20 до 30 лет - 19%; более 30 лет стажа - 15%.Распределение по наличию ученой степени : доктора наук - 5%; кандидаты наук - 41%, нет ученой степени - 54%, из них аспиранты и соискатели - 17%.Распределение по месту работы : государственные образовательные учреждения - 51,2%; негосударственные ВУЗы - 44%; не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах - 4,8%.Распределение по наличию совместительства : является совместителем - 47%, не является совместителем - 53%.ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФКАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ» АНКЕТА Совместительство и его влияние на качество обр а зования Выполнила:Петрова Е.А., У3-1 Москва 2007г.Совместительство и его влияние на качество образования Заказчик социологического исследования: Баранов А.С. Исполнитель социологического исследования: Место и год проведения исследования: Москва, декабрь, 2007г.Метод сбора информации: анкетирование.Количество вопросов: 25Типы вопросов: основные, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые, вопрос-ловушка, вопросы-фильтры. Уважаемый преподаватель! Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, нацеленном на изучение влияния института совместительства на качество образования в московских ВУЗах.Цель исследования - определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.Заполнение анкеты: ответ, совпадающий с Вашим мнением, отметьте любым понятным способом.Опрос анонимный.Спасибо за участие в опросе.Прежде чем ответить на основные вопросы анкеты сообщите, пожалуйста, некот о рые данные личного характера. 1. Ваш пол: а) мужской б) женский2. Ваш возраст: а) от 20 до 30 б) от 31 до 40 в) от 41 до 50 г) от 51 до 60 д) старше 60 лет3. Уровень обеспеченности: а) ниже прожиточного минимумаб) прожиточный минимумв) среднеобеспеченныег) высокообеспеченные4. Среднемесячный уровень дохода: а) меньше 10 тыс. руб.б) от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.в) от 25 тыс. руб. до 40 тыс. руб.г) от 40 тыс. руб. до 80 тыс. руб.д) свыше 80 тыс. руб.Основная часть анкеты. 5. Ваш педагогический стаж :а) менее 5 летб) от 5 до 10 летв) от 11 до 15 летг) от 15до 20 летд) от 20 до 30 лете) более 30 лет6. Наличие ученой степени: а) доктор наукб) кандидаты наукв) отсутствует6.1. При отсутствии научной степени являетесь ли вы аспирантом или соискат е лем? а) даб) нет7. Занимаемая должность: а) деканб) завкафедройв) профессорг) доцентд) старший преподавателье) преподавательж) ассистент8. Ваше основное место работы: а) государственное образовательное учреждение;б) негосударственный ВУЗв) не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах9. Являетесь ли Вы совместителем: а) да б) нетЕсли вы ответили на 9 вопрос «НЕТ», пропустите вопросы с 10 по 14. 10. Вы совместитель: а) внутренний б) внешний11. Степень совместительства: а) полставки б) четверть ставки в) почасовая12. Совместительство: а) связано со специальностью б) не связано со специальностью13. Количество работ по совместительству: а) 1 б) 2 в) 3 г) более трех13.1. Из них в ВУЗах: а) все б) 1 в) 2 г) более 214. Причины совместительства (возможны несколько вариантов ответа): а) соображения престижности - 1б) чтение прикладных курсов и работы на выпускающих кафедрах - 1в) желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг - 1г) низкая заработная плата - 2д) слабая материально-техническая база ВУЗа - 2е) потребность в ведении научно-исследовательской работы - 2ж) другое _____________________________________________15. Как Вы оцениваете престижность работы преподавателем: а) высокий - 1б) средний - 2в) приемлемый - 3г) низкий - 4д) очень низкий - 5Ранговая пятибалльная шкала.16. Как Вы оцениваете напряженность Вашего труда как преподавателя исходя из числа аудиторных часов работы в неделю: а) очень высокая (свыше 20ч)б) высокая (от 16ч до 20ч)в) средняя (от 12ч до 16ч)г) низкая (ниже 12ч)17. Считаете ли вы, что наличие работы по совместительству у преподавателя негативно ск а зывается на качестве образования? а) даб) нетЕсли вы выбрали ответ «НЕТ» на 17 вопрос, то пропустите 18 и 19 вопросы. 18. В чем выражается негативное влияние наличия работ по совместительству на качество образования? (расставьте по нарастающей в порядке значимости от 1 ба л ла до 6 баллов) а) хроническая усталостьб) нет возможности осуществлять научную работув) раздражительность, агрессивность, невнимательностьг) опоздания, пропускид) отсутствие возможности и/или желания проверять письменные домашние работы, сокращение времени подготовки к занятияме) отсутствие возможности знакомится с периодикой, с новыми разработками в преподаваемой сфере18.1. В чем выражается положительное влияние наличия работы по совмест и тельству на качество образования? _______________________________________________________________________________________________________________________________19. Какие методы вы считаете приемлемыми для снижения негативного влияния совместительства на качество обр а зовательных услуг? (возможны несколько вариантов ответа) а) обеспечение достойной заработной платыб) наличие хорошей материальной базы в ВУЗев) перестройка системы высшего образованияг) новые образовательные методикид) обеспечить престиж преподавательской работые) отменить совместительствож) другое ___________________________________________________20. Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: а) более 40000 руб; - 1б) от 25000 до 40000; - 1в) от 15000 до 25000; - 1г) менее 15000. - 1Номинальная шкала.21. Причины работы преподавателем: а) личная заинтересованностьб) педагогическое образованиев) нет возможности найти другую работуг) другое ____________________________________________________22. При установлении должного уровня оплаты труда по основному месту раб о ты (образовательному учреждению) имеет ли смысл продолжать работать по совместител ь ству? ___________________________________________________________Спасибо за участие в опросе! Мы ценим Ваше мнение!

Операционализация переменных и гипотез представляет собой одну из наиболее важных процедур подготовки к политическому анализу - как теоретическому, так и прикладному. Оттого, каким образом переменные анализа будут приведены к операциональному виду, зависит дальнейший выбор методов исследования, формат информационного обеспечения, в конечном счете - характер получаемых результатов.

Операционализация (от лат. operatio - действие) в широком смысле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, который позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать ими при решении конкретных аналитических и прогнозных задач, верифицировать или фальсифицировать гипотезы исследования. В бо­лее узком смысле операционализация - это приведение понятия к из­меряемому виду, превращение его в переменную.

В некоторых простых случаях операционализация осуществляется посредством всего одного логического действия. Так, понятие «электоральная поддержка партии» на эмпирическом уровне соответствует переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную полити­ческую партию» на определенных выборах.

Однако многие понятия, используемые в политическом анализе, требуют сложной, многоступенчатой процедуры операционализации. Это связано с тем, что они:

Сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержа­ние неконкретно, допускает несколько толкований;

Являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.

Возьмем термин «политическая стабильность», активно употребля­емый и в академической политологии, и в комментариях средств мас­совой информации. Представим себе, что целью анализа является со­поставление уровня политической стабильности в нескольких регионах России для консультирования инвесторов по вопросам разме­щения их капиталов (это будет сравнительное прикладное исследова­ние). Сформулировав таким образом цель исследования, мы сразу сталкиваемся с обеими обозначенными выше проблемами.

Во-первых, понятие «политическая стабильность» является неодно­значным по своему содержанию. В политической науке существует це­лый ряд принципиально разных подходов к его интерпретации. Часть из них связывает политическую стабильность с процессами, происхо­дящими в социальной сфере, например с уровнем социальной диффе­ренциации или глубиной разрыва между ожиданиями и реальным бла­госостоянием населения. Другие подходы помещают в фокус внимания эффективность работы политической системы по преобразованию тре­бований и поддержки общества в политические решения и действия. Третьи, делают акцент на протестном политическом поведении, силе и активности системной (действующей в рамках правового поля) и не­системной (действующей вне его) оппозиции. Четвертые отталкивают­ся от степени легитимности правящего режима и т.д. Поэтому на пер­вом этапе операционализации понятия «политическая стабильность» исследователю необходимо определиться с собственным осмыслением его содержания с учетом конкретной цели исследования. Данный этап будет называться теоретической операционализацией; в качестве резуль­тата теоретической операционализации мы должны получить четкую и ясную дефиницию рассматриваемого понятия.

Во-вторых, понятие «политическая стабильность» является эмпи­рически ненаблюдаемым. Его невозможно измерить непосредственно, как, например, атмосферное давление по показаниям ртутного столба или время по часовой стрелке. Не существует готового общепризнанного эталона измерения стабильности. Практически это оз­начает, что необходимо найти эмпирически регистрируемые призна­ки (индикаторы, показатели), которые были бы связаны с исходной переменной и служили средством ее измерения. Данная процедура получила наименование эмпирической операционализации, а эмпири­чески наблюдаемые признаки, отражающие основное понятие, называются операциональными определениями. Не решив задачу эмпиричес­кой операционализации, мы окажемся не в состоянии сравнивать регионы по уровню стабильности и, соответственно, не достигнем це­ли исследования.

Эмпирическая операционализация непосредственно связана с теоретической: выбор эмпирически наблюдаемых признаков будет обусловлен дефиницией политической стабильности, которая была сконструирована исследователем на теоретическом уровне.

Предположим, что в рамках теоретической операционализации мы сочли основным признаком политической стабильности низкий уровень протестной политической активности населения. Само по себе понятие «уровень протестной активности» еще не является эмпирически операциональным, оно не поддается прямому измерению.

В то же время оно существенно конкретизирует наше понимание тер­мина «политическая стабильность», значительно сужает область поиска его операциональных определений. Это как раз тот самый слу­чай выбора концепции, который раньше мы рассматривали на примере теоретического исследования.

Затем мы еще более конкретизируем понятие «протестная полити­ческая активность населения» через основные системные формы этой активности: 1) массовые акции протеста; 2) протестное электоральное поведение (голосование). Под массовыми акциями протеста будут пониматься организованные и стихийные митинги, демонстрации, пике­ты, участники которых выражают негативное отношение к деятельности властей; под протестным голосованием - электоральная поддержка избирателями региона тех партий и кандидатов, которые находятся в оппозиции к действующей власти, а также голосование против всех. На этом этапе мы перешли от абстрактных понятий к конкретным призна­кам. Следующий шаг - конструирование эмпирически наблюдаемых признаков, уже являющихся переменными. К ним относятся:

Частота протестных акций. Необходимо ответить на вопрос, сколько акций протеста имело место в регионе за определенный пе­риод времени (например, за последний год или пять лет);

Массовость акций протеста. Мы измеряем количество людей, принявших участие в таких акциях;

Электоральная поддержка кандидатов, находящихся в оппозиции к власти, на последних выборах главы региона. Определяется суммарное число голосов, отданных за кандидатов оппозиции (их перечень составляется конкретно для каждого региона);

Электоральная поддержка оппозиционных партий на последних выборах депутатов регионального законодательного собрания;

Приведенный выше перечень, хоть он и неполон, отвечает основ­ному критерию операционализации - приводит понятие к измеряемому, эмпирически регистрируемому виду. Для каждой переменной мы имеем определенную единицу измерения и можем получить конкретные значения для каждого случая, в нашем примере - для каждо­го региона. Эти значения мы получим из определенного набора источников информации: электоральной статистики, материалов СМ, документов Министерства внутренних дел.

Однако работа по операционализации понятия «политическая ста­бильность» еще не завершена. Мы уже можем получить конкретные значения эмпирических признаков для отдельных регионов, но пока не в состоянии сравнивать эти значения между собой. Для того чтобы иметь возможность сравнивать показатели, необходимо привести их к единому виду, другими словами - стандартизировать.

Например, мы знаем, что на выборах депутатов Государственной думы 2003 г. в Красноярском крае против всех партийных списков проголосовало 69,4 тыс. избирателей, а в Москве - 260 тыс. Сравни­вать эти цифры между собой некорректно по той простой причине, что эти два региона радикально различаются по общему числу изби­рателей: в Москве их было зарегистрировано более 7 млн, а в Красноярском крае - 2,2 млн. Был также различен уровень их электоральной активности (явки): в Москве участие в выборах приняло 57,7% изби­рателей, в Красноярском крае - лишь 45%. Поэтому корректно срав­нивать не абсолютное число голосов, отданных против всех партий­ных списков, а доли голосов от числа избирателей, принявших участие в выборах. В результате стандартизации получаем 7,1% голо­сов против всех для Красноярского края и 6,4% голосов для Москвы: достаточно близкие показатели при незначительном преимуществе сибирского региона. Точно так же мы будем сравнивать не число людей, участвовавших в акциях протеста, а их долю в общем населении (точнее, взрослом населении) региона.

В итоге мы сконструировали многоступенчатую систему опера­ционализации понятия «политическая стабильность», отображенную на схеме ниже.

В процессе перехода от абстрактных понятий к конкретным пере­менным неизбежно возникает вопрос, насколько корректно такой переход был осуществлен. Действительно ли выделенные переменные отражают именно уровень политической стабильности, а не что-то другое? Свойство измерять именно то, что следует измерить, называ­ют валидностью (от англ, valid - обоснованный, правильный). Валидное измерение предполагает, что вариация значений переменной от­ражает реальные изменения изучаемого признака, будучи при этом минимально чувствительной к изменениям других признаков.

Хороший пример невалидного измерения приводят Дж. Мангейм и Р. Рич в своей хрестоматийной работе «Политология: методы иссле­дования»:

Возможно, нам понадобится измерить, в какой степени граждане раз­ных государств согласны с политикой своих правительств. Мы решаем ис­пользовать в качестве показателя согласия или несогласия ответы на ряд специально подготовленных вопросов. Мы считаем, что единственным источником различий в ответах на вопросы являются различия мнений. Однако минутное размышление наводит на мысль о другом возможном источнике вариаций. Если среди исследуемых нами государств есть госу­дарства с авторитарным правительством, прибегающим к услугам секрет­ной полиции для подавления инакомыслия и рассматривающим любую критику своей политики как акт государственной измены, граждане этих государств, вполне возможно, побоятся высказывать в интервью несогла­сие со своим правительством. В этом случае оценки, полученные для на­шего измерения, могут по крайней мере в той же степени определяться от­ношением правительства данного государства к несогласным, в какой - мнением интервьюируемых.

Существует несколько способов тестирования измерений на валидность, или валидизации. Наиболее простые из них - очевидная и прогностическая валидизация. При очевидной валидизации валидность измерения не требует специальных доказательств, как в нашем примере с операционализацией понятия «электоральная поддержка пар­тии» посредством переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную политическую партию». Прогностическая валидизация используется в том случае, если измерения способны предсказывать будущие события. Например, можно сравнить результаты предвыборного опроса общественного мнения с результатами, реально полученными кандидатами по итогам голосования. Близость результатов бу­дет являться показателем валидности измерений, осуществляемых в данном случае с помощью анкетных вопросов.

Однако при операционализации сложных понятий, как та же «по­литическая стабильность», очевидная и прогностическая валидизация редко может быть использована. Требуется более тонкая процеду­ра, а именно конструктная валидизация. Данный метод предполагает конструирование системы ожиданий относительно связей: а) различ­ных измерений одного и того же понятия (внутренняя конструктная валидизация); б) данного понятия с другим понятием (внешняя кон­структная валидизация).

Внутренняя валидизация измерений политической стабильности будет включать, во-первых, поиск других переменных, валидных по отношению к данному понятию. Например, одной из таких перемен­ных станет «частота смены (в год) руководителей высшего ранга в региональных структурах власти», так называемый уровень «кадровой чехарды». О политической нестабильности будут свидетельствовать большие значения переменной. Во-вторых, мы будем формулировать наши ожидания относительно связи этой переменной с теми пере­менными, которые тестируем на валидность. К примеру, мы ожидаем прямой связи между переменной «частота смены руководителей выс­шего ранга в региональных структурах власти» (А - контрольная переменная) с переменной «доля голосов, отданных за оппозиционные партии на выборах законодательного собрания» (В - тестируемая пе­ременная). Ожидаемая связь является прямой, так как большие зна­чения обеих переменных свидетельствуют о нестабильности, малые - о стабильности. Рассмотрим два блока данных:

Пример 1 А В Пример 2 А В
Регион а 20 45% Регион а 20 20%
Регион Ъ 2 5% Регион Ъ 2 70%
Регион с 10 20% Регион с 10 45%
Регион d 35 70% Регион d 35 5%

В первом блоке наблюдается явное сходство вариаций тестируемой и контрольной переменных. Снижение значений переменной Л соот­ветствует снижению значений переменной В, увеличение значений переменной Л - увеличению значений переменной В. Таким образом, наблюдается прямая связь между переменными Л и В. Это полностью соответствует нашим теоретическим ожиданиям и служит аргументом в пользу валидности измерения политической стабильности посредст­вом индикатора «электоральная поддержка оппозиции». Более обстоятельно понятие «связь переменных» мы рассмотрим в гл. 4.

Во втором блоке наблюдается обратная связь между переменными (рост значений одной переменной сопровождается уменьшением зна­чений другой, и наоборот), что полностью противоречит нашим ожи­даниям. Это повод серьезно задуматься о валидности измерения.

Приведенные примеры содержат небольшое число случаев и сознательно сделаны максимально наглядными. На большом массиве данных измерение связи между переменными будет осуществляться статистическими методами, в частности корреляционным анализом.

При внешней конструктной валидизации мы будем искать другое понятие, с которым понятие «политическая стабильность» теоретиче­ски связано. Например, при низком уровне политической стабильности мы можем ожидать низкого уровня активности иностранных ин­весторов, которые особенно тщательно взвешивают политические риски своих проектов. Связь между понятиями является прямой.

Далее необходимо установить валидную операциональную пере­менную для понятия «уровень активности иностранных инвесторов» (уверенность в валидности здесь очинив важна, так как не имеет смысла тестировать одно сомнительное измерение с помощью дру­гого сомнительного измерения). Таковым может является отношение объема иностранных инвестиций к валовому региональному продукту или доля иностранных инвестиций в общем объеме инвес­тиций в экономику региона. Очень важно здесь отметить некоррект­ность сравнения объемов иностранных инвестиций в абсолютных цифрах. Региональные экономики очень сильно различаются по своему потенциалу, и в одном регионе 1 млн долл, иностранных ин­вестиций может быть очень высоким показателем, а в другом - ни­чтожно малым.

На следующем этапе мы устанавливаем ожидаемую связь между операциональными переменными на основании связи между поняти­ями. В качестве операциональных переменных мы имеем долю голо­сов, отданных за оппозиционные партии на выборах законодательно­го собрания (В - тестируемая переменная), и долю иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику региона (С - контрольная переменная). Рассуждаем следующим образом: «Высо­кие значения переменной В свидетельствуют о низком уровне поли­тической стабильности. Высокие значения переменной С свидетель­ствуют о высоком уровне активности иностранных инвесторов. Высокий уровень стабильности соответствует высокому уровню ак­тивности. Следовательно, мы ожидаем обратную связь между пере­менными В и С, хотя связь между понятиями является прямой». Со­ответствующие нашим ожиданиям данные приведены ниже.

Пример 1 с В
Регион а 5% 45%
Регион b 40% 5%
Регион с 15% 20%
Регион d 0% 70%

Обоснованность выводов конструктной валидизации напрямую зависит от числа используемых контрольных переменных. Чем их больше, тем выше наша уверенность в валидности измерения. При этом следует иметь в виду, что не существует стопроцентно валидных измерений. По природе своей операциональные определения никог­да не раскрывают всего содержания научных понятий, а только лишь некоторую его часть.

Множественность операциональных определений порождает еще одну проблему, связанную с необходимостью объединить значения отдельных признаков в общий показатель политической стабильнос­ти. Такой показатель будет называться индексом. До сих пор в процес­се операционализации мы двигались от общего абстрактного понятия к конкретным эмпирическим признакам. Чтобы построить индекс политической стабильности, придется пройти как бы обратный путь - от отдельных значений к общему понятию, и на этом пути предстоит определиться по целому ряду вопросов.

В частности, необходимо уточнить структуру индекса. В нашем случае он будет состоять из двух частных индексов (подиндексов): «протестного голосования» и «акций протеста». Далее надо решить, с помощью каких вычислительных процедур будет рассчитываться значение каждого из подиндексов. Подиндекс акций протеста логич­но вычислить путем суммирования участников всех прошедших ак­ций, а затем найти долю общего числа протестующих в населении ре­гиона. Например, состоялось семь акций протеста, в которых приняло участие 3,5,8,2, 10,3,4 тыс. человек. Суммарное число про­тестующих составляет 35 тыс. При населении региона 1 млн человек доля участвующих в акциях протеста составит 3,5%.

Интерпретация и операционализация понятий

Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.

Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.

Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросœе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.

Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего крайне важность инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не бывают эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определœение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия крайне важно определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.

В социологическом исследовании операционализации подлежат всœе основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического делœения понятий. При этом, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое делœение понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.

В специальной литературе обычно указывается три базовых вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения базовых функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.

Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.

Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и аналогично тому, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они бывают дополнены целœевыми видами операционализации. К примеру, может быть использована функциональная операционализация , нацелœенная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.

Полная операционализация понятия помимо процедуры делœения понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.

При проведении социологических исследований с крайне важностью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию базовых понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.

Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всœего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определœенной теории, определœенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. По этой причине две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определœенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.

Существует множество видов интерпретации понятий.

Теоретическая интерпретация понятий включает определœение понятия, определœение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также делœение понятия.

Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление базовых эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.

И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».

Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), ᴛ.ᴇ. реинтерпретацию. В случае если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.

На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.

Для полноценного социологического исследования необходимо провести глубокий логический анализ терминов, то есть теоретическую интерпретацию, структурную и факторную операционализацию основных понятий темы исследования.

Теоретическая интерпретация - процедура теоретического толкования анализируемого понятия в соответствии с ранее установленным научным определением. Силласте Г.Г. Методика и техника социологический исследований в сфере экономики и финансов. Часть 1. М. 1998 В рамках изучаемой проблемы были выбраны следующие ключевые понятия: жизненные стратегии, учащаяся молодежь, рыночные отношения.

Жизненные стратегии - понятие, связанное с концепцией личности как субъекта жизненного пути - ее организатора, регулятора ее времени, и событий, способного разрешить жизненные противоречия. Понятие «С.ж.» определяется в рамках типологического подхода к личности и обозначает (в тенденции) способность личности строить и регулировать свою жизнь в соответствии со своим типом личности для оптимального использования своих личностных возможностей и способностей. Стратегия это оптимальное использование времени жизни для продуктивной деятельности, саморазвития и самовыражения. Построение стратегии возможно только на основе не стереотипного, а проблемного отношения к собственной жизни. Последнее необходимо и неизбежно в силу того, что личность осуществляет свою жизненную линию, выстраивает свою «логику» жизни в различных, в том числе препятствующих ей условиях и обстоятельствах. Соотнесение последних со своими желаниями, ценностями образует личностную проблему, которую субъект должен понять, осознать и найти, соответственно, жизненно-практические способы ее решения. С.ж. в самом широком смысле слова делятся на активные и пассивные, последние представляют собой скорее тактики, т. е. поиски выхода из уже не зависящего от субъекта положения. По другому основанию делит стратегия жизни Э.Фромм, ставя проблему «быть», т. е. осуществлять свою сущность в соответствии со своими ценностями, или «иметь» (потреблять). Третье основание связано с эгоцентрическим (индивидуалистическим) типом личности и тем, который придерживается стратегии служения делу, призванию. Четвертое основание, в некоторой степени связанное со вторым, может различать С.ж. на основе типа притязаний личности - у одних они ориентированы на легкость жизни и достижений (отказе от того, что дается трудом, усилиями), у других - на преодоление трудностей, более того, их интерес к жизни связан со сложностью, интенсивностью (иногда риском).

С.ж. представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь. Эта композиция включает не только совокупности личностных и жизненных ресурсов, но и осознанный учет цены, которую человек готов платить за свои достижения (ценой может быть как чрезмерность усилий, так и потери, отказ от удовлетворения желаемого ради достижения более значимого, принципиального). Стратегия жизни, как писал С.Л. Рубинштейн, неизбежно связана с временными отступлениями, при которых человек, однако, не отказывается от своих ценностей, задач, отступает, но не уступает.

С.ж. как ее практическая реализация и организация самым непосредственным образом связана со способностью организации времени. Кроме известных и многократно описанных способностей прогнозирования и предвидения, существует особенность организации времени, которую можно назвать «своевременностью», т. е. оптимальным совпадением активности личности с логически соответствующим моментом жизни: активность, проявленная слишком рано или слишком поздно, даже при ее максимуме, не дает желаемого результата. Жизненная суетливость, погоня за мелкими успехами и делами не имеет ничего общего с своевременностью, которая как раз предполагает точный расчет соотношения внешних и внутренних обстоятельств для «главного усилия».

Другая способность личности заключается в способе саморегуляции, при котором личность в состоянии в данный момент концентрировать оптимально совместив все психические, личностные возможности, минимизировать внутреннюю неопределенность, аморфность. Это необходимо в стратегически поворотные периоды и моменты жизни, которые могут определить весь ее дальнейший ход. Способность к организации времени жизни заключается в умении не судорожно, а разумно распределить все важные жизненные дела, занятия, общение, чтение в определенной последовательности и разместить их в масштабе жизни для полноценного ее осуществления.

Стихийная С.ж., пассивность, неподлинность приводят к личностным или жизненным потерям, утратам: одни имеют место в силу неспособности раскрыть свой потенциал, вторые - от неадекватного его применения, третьи, в результате нерешенных жизненных противоречий.

С.ж. не является только узко понятым приведением в соответствие своего типа и способа жизни, своеобразным жизненным стилем. Отношение к себе как субъекту, источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, позволяет не ограничивать себя рамками своего типа, а выявлять новые, еще никогда не испробованные возможности, стремления, силы, тогда С.ж. превращается в подлинное творчество жизни и самого себя. (Словарь по профориентации и психологической поддержке)

Учащаяся молодежь - это социальный слой, исследуемый психологами, педагогами, антропологами и, конечно, социологами на междисциплинарной основе. Молодежь не однородная социальная группа, приобретающая целостность только в возрастных границах, относительно которых у исследователей, впрочем, нет единого мнения. Связано это с различными подходами к указанной группе: социокультурным, психологическим, биологическим, образовательным или профессиональной адаптации и пр. Большой словарь по социологии

Рыночные отношения - Экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления в условиях рыночной ориентации на выгоду, экономической независимости хозяйствующих субъектов, рыночного ценообразования, конкуренции.Современный экономический словарьРайзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

Операционализация - это научная процедура выделения в анализируемом понятии дополнительных понятий, раскрывающих, детализирующих структурные элементы ключевого понятия, а также факторы, обуславливающие развитие изучаемого процесса. Силласте Г.Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Часть 1. М. 1998

Структурная операционализация понятия «жизненные стратегии»Факторная операционализация жизненных стратегий учащейся молодежи сельских школ

Результаты структурной и факторной операционализации ключевых и косвенных понятий позволяют определить вопросы будущей анкеты, а так же сформулировать задачи и выдвинуть гипотезы исследования.

Цель исследования - определить влияние сельской школы на формирование жизненных стратегий учащейся молодежи.

Задачи исследования

Выявить социальные особенности жизненных стратегий учащейся молодежи в селе;

Проанализировать особенности сельской молодежи

Выявить зависимость жизненных стратегий сельской молодежи от экономической ситуации;

Выявить жизненные стратегии после окончания школы;

Выявить факторы, которые влияют на выборы жизненных стратегий учащейся молодежи.

Гипотеза-основания:

В иерархии влияния на формирование жизненных стратегий какое место занимает школа, учителя, родители. Что именно или кто больше всего оказывает влияние на сельских старшеклассников: одноклассники, учителя, администрация, родители.

Сельская школа формирует жизненные стратегии, направленные на такое содержание жизненных стратегии, которые включает в себя выбор сельской местности, как региона проживания, выбор профессии, связанной с селом, самореализация в селе.

Гипотезы-следствия:

Сельская школа не справляется с функцией формирования жизненных стратегий, связанных с сельским образом жизни, под влиянием таких объективных факторов, как безработица (отсутствие рабочих мест).

В ближайшее время можно ожидать, что влияние сельских школ будет способствовать развитию рыночных отношений, за счет улучшения образования и увеличению сельских школ

Большинство учащихся сельских школ планирует уехать из сельской местности для реализации своих жизненных стратегий.


3.2.2. Стратегия управления персоналом организации


3.2.2.1. Назначение и цель стратегии управления персоналом в организации

Стратегия управления персоналом непосредственно связана с такими кадровыми решениями, которые определяют существенный и долговременный эффект относительно занятости и развития сотрудников для достижения стратегических целей организации. Цель кадровой стратегии – преобразование общей стратегии деятельности предприятия и осуществление самостоятельных действий в сфере персонала по расширению, содержанию и использованию кадровых ресурсов. Таким образом, целевое значение кадровой стратегии следует из двойственного характера человеческих ресурсов: с одной стороны, это шансы, но одновременно и ограничения для существующей стратегии предприятия и будущих ее изменений.

Наличие в организации стратегии управления персоналом означает, что:

– привлечение работников, их использование и развитие осуществляются не стихийно, а целенаправленно и продуманно, в соответствии с миссией, долгосрочными целями развития организации;

– ответственность за разработку, реализацию и оценку долгосрочных целей в области управления человеческими ресурсами принимают на себя руководители высшего звена организации;

– существует взаимосвязь между долгосрочными целями управления человеческими ресурсами и стратегией развития организации в целом и ее отдельными компонентами.

Цель стратегического управления персоналом – обеспечение скоординированного и адекватного состояния внешней и внутренней среды, формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период. Стратегическое управление персоналом – это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи:

– обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией;

– формирование внутренней среды организации таким образом, чтобы внутрифирменная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создавали условия и стимулировали воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления;

– разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Одна из основ стратегического управления – разграничение полномочий и задач с точки зрения как их стратегичности, так и иерархического уровня исполнения.


3.2.2.2. Основные подходы к определению стратегии управления персоналом


Между стратегией управления персоналом и организационной стратегией, частью которой она является прослеживаются разные варианты взаимодействия. В соответствии с этим определяют три основных подхода к объяснению стратегии управления персоналом, различающиеся по степени привязки к бизнес-стратегии:

– вариант 1. Стратегический менеджмент персонала (кадровая стратегия как самостоятельная функциональная стратегия);

– вариант 2. Менеджмент персонала, ориентированный на стратегию («ответвленная» стратегия персонала);

– вариант 3. Стратегически ориентированный менеджмент персонала (стратегия персонала, ориентированная на ресурсы).

Под стратегическим менеджментом персонала понимаются обусловленные будущим наблюдение, анализ и планирование количественного и качественного состава персонала, осуществляемые в рамках стратегического, или долгосрочного кадрового планирования. Под этим, чаще всего, подразумевают долгосрочно ориентированное планирование, которое несущественно отличается от «нормального», или традиционного определения перспективной кадровой потребности организации.

Согласно позиции Р. Бюннера, работа с персоналом определяется защитной ролью кадрового руководства, которое лишь может реагировать на организационные решения, но в их разработке участия не принимает. Оно довольствуется восприятием административных задач, связанных с расчетом заработной платы и доходов, тарифного и социального права. Это значит, что кадровая деятельность понимается в этом случае как преимущественно сфера социальных и человеческих интересов, которые, в свою очередь, мало считаются с принципом экономической эффективности. В такой роли служба персонала функционирует независимо от деловой активности предприятия.

Менеджмент персонала, ориентированный на стратегию . Стратегия управления персоналом – это зависимая производная от стратегии организации в целом. Это означает, что менеджмент персонала, ориентированный на стратегию (МПОС), использует только производные мероприятия для реализации уже разработанной стратегии. Работники службы управления персоналом (как субъект) приспосабливаются к действиям руководства, подчиняясь интересам общей стратегии.

Особенности МПОС определены в Мичиганской и Гарвардской концепциях стратегического менеджмента человеческих ресурсов.

Согласно Мичиганской концепции стратегического менеджмента человеческих ресурсов стратегия в сфере персонала (в данном значении) исходит из организационной стратегии и как функциональная стратегия ограничивается только частичными фазами стратегического управления.

Поддерживаемая многими авторами концепция содержит версию интегративной связи между стратегией предприятия, организационной структурой и управлением человеческими ресурсами (рис. 3.3 ). Временные и содержательные приоритеты в этом случае отданы стратегии предприятия. Роль оргструктуры и стратегии персонала – обеспечение вклада в ее реализацию.

Рис. 3.3. Мичиганская концепция стратегического менеджмента человеческих ресурсов

Функции персонала (менеджмента персонала) как объекта в рамках стратегического анализа и прогноза, как критерия принятия решения и как детерминанты для формулирования стратегии в тематическую область концепции не включаются. Соответственно этому применение Мичиганской концепции ограничено. В табл. 3.4 показана подчиненность направлений в кадровой стратегии и оперативной работе с персоналом стратегическому организационному поведению.