Какое сопло должно быть у краскопульта. Тонкая настройка краскопульта для максимально эффективной покраски поверхности

Сегодня мы поговорим на достаточно интересную тему, а именно: как настраивать покрасочные пистолеты.

Начнем с того, что бывает два основных вида покрасочных пистолетов: HVLP и LVLP. Первый из них (High Volume Low Pressure) предлагает мастеру использовать большой объем и маленькое давление воздуха, тогда как второй – Low Volume Low Pressure, что значит, «маленький объем и низкое давление». В основном используются пистолеты первой категории, но, невзирая на то, какое бы устройство не использовалось, настройки, практически, одинаковые.

Главное, на что следует обращать внимание во время настройки:

Подача воздуха – снизу;

Подача смеси, а именно – самой краски;

Настройка ширины факела, в частности, сверху;

Или снизу.

Изначально в пистолете необходимо все показатели выставлять на «ноль».

Открываем давление воздуха.

Слишком много выставлять не нужно, средний расход – 2 атмосферы.

После этого открываем факел.

Если чувствуется, что воздуха мало, его нужно немного добавить.

И в конце постепенно добавляется краска.

При этом, следует сделать немного шире факел.

В основном, хороший факел должен иметь овальную форму и примерно следующие размеры.

Некачественный факел имеет разные размеры с двух противоположных сторон, а также подтеки.

В то же время, если до конца убрать факел, получится прокрашивание точкой, при этом, понадобится также убрать краску.

Этот вариант подходит в том случае, если надо покрасить полости, аккуратно и красиво, в разных местах.

Для оптимальной покраски «обычным» факелом желательно, чтобы каждый последующий штрих наполовину перекрывал следующий. Этот вариант покраски называется «в два слоя».

Сопло до окрашиваемой поверхности должно быть примерно на расстояние ладони с вытянутым большим пальцем.

Если приставить пистолет ближе к поверхности, которая будет окрашиваться, возможны подтеки; если расстояние будет большим – будет плохое перекрытие, в результате чего получится не очень презентабельный вид. Поэтому желательно выполнять процесс ритмично и на одинаковом расстоянии.

В качестве эксперимента попробуем покрасить деталь от автомобиля джип, которая ставится на кузов и получается универсал.

В нашем случае понадобилось выполнить кантики по краям, а отдельные части были дополнены элементами из стекловолокна, поэтому в процессе покраски нам придется немного импровизировать.

После настройки пистолета, приступаем к процессу покраски.

Начинать необходимо с проема, первый слой краски будет использовать примерно 70%. Если краски будет мало, ее можно добавить, но не слишком много.

Между нанесением слоев нужно делать паузу минимум пять минут, чтобы краска хорошо «пропиталась». Как только металик начнет приобретать матовую окраску, это будет значить, что он уже высох.

Второй слой следует наносить способом двойного перекрытия, чтобы поверхность была мокрой, но без подтеков.

Не следует забывать о необходимости периодического прочищения фильтра.

После того, как второй слой подсохнет, понадобится сделать немного меньше давление, чтобы краска вылетала из пистолета крупинками.

Расстояние необходимо будет увеличить и покрывать поверхность для того, чтобы выровнять отдельные участки. Этот заключительный этап называется «эффектный слой».

Наносить его нужно равномерными движениями, чтобы всюду получилось равномерное покрытие.

Тоже самое касательно настроек для лака. Понадобится:

Побольше открыть подачу;

Открыть на максимум факел;

Настроить подачу немного больше 2-х атмосфер.

Сразу видно, что от лака факел намного шире, поэтому наносить лак понадобится гораздо быстрее и чаще.

После этого, мы выставляем и наносим приблизительно 70% лака, как и в случае с краской. Если сразу наложить влажный лак, он может поднять грунт или старую, плохую краску. Поэтому первым делом необходимо наносить такой «туманный» слой, который поможет устранить разного рода мелкие неприятности, в частности, между такими капельками будет выходить растворитель и отвердитель.

По окончании покраски нужно сполоснуть пистолет, для чего, перед началом чистки, понадобится вылить весь лак. Промывать лучше не менее двух раз, для этого следует залить в него 646 растворитель, закрыть крышку и хорошо его потрясти. После этого нужно слить лишнюю жидкость. В самом конце нужно открутить носик и оставить его в растворителе, чтобы он не засыхал.

В самом пистолете нужно оставить немного растворителя, чтобы внутри ничего не засыхало. Главное, чтобы после окончания работы не оставалось никаких пропусков, потому что их закрашивать достаточно тяжело.

Для того чтобы понять, как красить краскопультом и получить при этом идеально ровную и гладкую поверхность, необходим определенный опыт работы с этим инструментом. Необходимо понимать и технологию самого процесса. Следует соблюдать меры предосторожности. Работать нужно только в специальных очках, респираторе с двумя фильтрами.

Необходимо подготовить и правильно свое рабочее место. Лучше всего покраску производить в специальной камере с хорошей вытяжкой. Однако при использовании краски на водной основе вполне подойдет любое чистое и проветриваемое помещение.

Установите хорошее освещение, чтобы лучше видеть все подтеки, непокрашенные места и наплывы. Для этого источник света лучше поставить под маленьким углом к окрашиваемой поверхности. К тому же следует тщательно зачистить мелкозернистой шкуркой обрабатываемую поверхность, так как краска, которая наносится при помощи распылителя, выявит все ее неровности.

Подготовка краски к работе

Нужно знать, как правильно развести краску для краскопульта. Ее следует тщательно отфильтровать для удаления комочков. Многие краски имеют довольно густую консистенцию и поэтому их необходимо разбавить. Какой растворитель и сколько его нужно для разбавления краски указывается на банке.

Для того чтобы определить густоту краски необходимо налить ее в емкость и перемешать палкой. Если капля с палки стекает с интервалом примерно в секунду, то вязкость нормальная. После того, как баллон краскопульта заполнен, необходимо приступать к окраске. Однако сразу же красить само авто не нужно. Лучше всего для начала потренироваться на куске фанеры или железа.

Также необходимо контролировать и правильно регулировать смесь краски и воздуха. Для этого на краскопульте есть специальные ручки, которые управляют такими процессами. Стоит помнить, что одна регулировка оказывает влияние на другую.

Подготовка краски для краскопульта необходимая процедура. Для того чтобы краска была готова для заправки в краскопульт необходимо в нее добавить либо растворитель, либо активатор (отвердитель, ускоритель).

Лучше всего действовать по инструкции, которая дана на банке с краской, если нет опыта в данном деле. Если написано, что активатор должен добавляться в пропорции два к одному, то нужно взять одну часть активатора, смешать ее с двумя частями краски.

Кроме активатора может понадобиться краску разбавлять растворителем. Если написано на этикетке 2 к 1 и плюс 10 процентов, то это значит что к одной части активатора необходимо прибавить две части краски и 10% растворителя в зависимости от объема рабочего раствора.

Как настроить инструмент

Правильная настройка краскопульта очень важна для более легкой и главное качественной прокраски транспортного средства. К такому процессу необходимо подходить комплексно, так как все стадии процесса регулировки краскопульта взаимосвязаны. Перед тем, как настроить пульверизатор, необходима проверка 4 главных параметров.

  1. Подготовить все необходимые материалы.
  2. Смешать выбранный лакокрасочный материал с необходимыми активаторами в правильных пропорциях.
  3. Далее следует отрегулировать факел.
  4. Поставить нужный уровень давления и определить интенсивность подачи краски. Все эти параметры нужно настраивать внимательно для равномерного и правильного распыления краски.

Перед тем, как настроить краскопульт, нужно узнать из каких элементов он состоит. Этот инструмент состоит из красконаливного стакана, который имеет емкость от 100 до 250 мл со сменным фильтром, сопла с иглой из нержавейки и пневматическим диффузором, рукоятки с курком. Также имеются три регулятора: для факела, для того, чтобы подавать краску и для нагнетания воздуха.

После заливки профильтрованной краски необходимо протестировать краскопульт на листе картона или бумаги. Если необходимо покрасить сравнительно небольшой участок автомобиля и нужно точечное распыление, поэтому лучше установить маленькую ширину факела.

Если окраска происходит на больших поверхностях, то лучше всего работать с широким факелом. Это сделает процесс быстрее и при этом покрытие станет однородным. Следует помнить, что чем меньше размер факела, тем меньше должна быть и подача воздуха.

Основные неисправности при работе пульверизатора.

Нужно знать, как правильно настроить краскопульт, чтобы понять работает ли он.

  • Давление в пульверизаторе должно быть установлено индивидуально в зависимости от модели и краски, которая применяется (ее вязкости).
  • Краскопульт следует держать в 30 см от окрашиваемой поверхности. Нужно сделать пару тройку резких кратковременных выбросов краски для оценки результата.
  • Если на поверхности остаются толстые пятна краски это значит, что давление довольно низкое.
  • Пятно, имеющее неправильную форму, например, в виде полумесяца указывает на неисправность дюзы, сопла, головки краскопульта.
  • Если отпечаток краски имеет правильную круглую форму и краска при этом распределяется равномерно, подается непрерывно, значит, воздух подается оптимально.
  • Для регулировки подачи воздуха следует помнить, что регуляторы могут быть встроенными и съемными.

Как отрегулировать краскопульт со съемным регулятором? Для управления давлением нужно на полную мощность запустить регулятор там, где ресивер соединяется со шлангом. Для встроенного регулятора давление изменяют, только держа курок нажатым. Это необходимо для того, чтобы исключить внезапные резкие перепады подачи воздуха при начале работы.


Регулировка краскопульта необходима перед каждой покраской. Подачу краски необходимо начинать с маленького впрыскивания. Это позволит сэкономить краску. Регулировочный винт следует закрутить полностью, а потом немного ослабить его. Ведь чем сильнее закручивают винт, тем меньше становится отверстие в игле для подачи в нее краски. Так, надавливая на курок с различной силой, и медленно ослабляя регулятор, можно постепенно добиться хорошего и подходящего уровня подачи краски.

Неполадки в работе инструмента

Краскопульт, как и всякий инструмент, нуждается в периодической прочистке и тщательном уходе. Он может засоряться, начинать неправильно работать. Понять, почему не работает краскопульт поможет форма факела. Также тестирование цветового пятна может помочь правильно настроить инструмент и понять что с ним не так.

Следует запомнить, что идеальным считается отпечаток краски с правильной округлой формой, который был нанесен без резких переходов, подтеков, крупных капель.

Если есть какое-нибудь отклонение от этого, то значит, настройка пульверизатора осуществлена некорректно или какая-нибудь деталь неисправна.

  • При распылении краски в сторону нужно прочистить либо заменить воздушную головку или дюзу.
  • Изогнутое цветовое пятно говорит о засорении воздушной головки.
  • Утолщенный факел указывает на засорение воздуходувного отверстия или одного из каналов крыльев воздушной головки.
  • При цветовом пятне в виде восьмерки есть подозрение на малую густоту краски, либо в воздушной камере инструмента очень высокое давление.
  • Если пятно очень плотное в середине значит, что краска довольно густая, либо очень низкое давление в пульверизаторе.

Если краска подается неравномерно, то существует несколько причин.

  1. Не работает, либо плохо закреплена дюза,
  2. очень много краски в резервуаре,
  3. инструмент сильно наклонен,
  4. загрязнены каналы, которые подают краску к соплу,
  5. игла неисправна из-за засорения ее частицами краски или неплотно затянут ее винт регулировки.

Уход за инструментом

Все детали краскораспылителя, которые взаимодействуют с лакокрасочными материалами нужно прочищать, используя растворитель сразу же после проведения процедуры. Если инструмент применяют часто, то нужно его полностью разобрать и промывать хотя бы раз в неделю.


При наличии в комплекте смазки стоит с ее помощью периодически обрабатывать детали краскопульта. Если смазка не предусмотрена, то лучше приобрести ее в специальных магазинах. К тому же все уплотнители, иглы, прокладки, воздушная головка требуют замены по мере износа, но не реже раза в год.

Необходимо знать, как чистить краскопульт и все его отдельные части. Отверстие для вентиляции бачка нужно чистить сразу после завершения использования. Иначе даже самая мелкая частица приводит к тому, что краска будет постоянно подаваться неправильно, прерываясь и ложиться неравномерно.

Прежде чем убирать краскопульт на долгое время, все его детали следует отмыть и прочистить.

Все основные неисправности краскопульта происходят из-за засорения его частицами засохшей краски. Поэтому нужно тщательно чистить инструмент. Для начала следует отсоединить резервуар с краской и слить ее остатки в какой-нибудь сосуд. Надавить на курок и продуть оставшуюся в подающей трубке краску.

Далее следует налить в баллон растворитель (примерно половину от его объема) и распылять его на протяжении десяти секунд. Затем снять баллон и продуть подающую трубку. Этот процесс нужно делать до тех пор, пока из распылителя не будет выходить полностью чистый растворитель.

Следует помнить, что краска, сделанная на воде, может вызывать разрушение деталей из алюминия. Именно поэтому необходимо следить, чтобы детали были хорошо очищены и обсушены. При плохой работе рычага, когда он слишком тугой, нужно либо поменять шток воздушного клапана, прочистить иглу, поменять окрасочную головку, ослабить гайку.

Если есть дефект в отверстиях воздушной головки сбоку, то их следует прочистить. Если факел смещается в сторону от оси инструмента, то нужно почистить (поменять) пневматическую головку.

Если факел дает неправильное асимметричное пятно, то значит, окрасочная головка неисправна, имеет повреждение сопло. Также может быть повреждено центральное отверстие воздушной головки. Нужно их поменять.

Если краскопульт не распыляет краску, то это может быть следствием отсутствия давления, засоренного сопла, перекрытия доступа краски или воздуха, неисправности иглы. Необходимо регулировать показатели давления, далее можно попробовать прочистить иглу, сопло, проверить процесс поступления краски. Если подобные меры не принесли результата лучше всего приобрести новую иглу и головку.

Если факел работает с перерывами, то скорей всего неисправен конус сопла, износились или были повреждены прокладки. Необходимо их заменить.

Таким способом можно избавиться от большего количества краски. Однако для полной очистки всего краскопульта нужно полностью его разобрать, следуя инструкциям от производителя. После процесса разборки все детали складываются в банку заполненную растворителем.

Чистка подающих каналов осуществляется при помощи нейлонового ершика. Следует очень хорошо прочистить воздушную крышку и сопло, например зубной щеткой. Перед сборкой инструмента следует смазать вазелином сопло, иглу для жидкости, резьбу на воздушной крышке. После сборки следует протереть весь краскопульт мягкой тканью пропитанной растворителем.

Как правильно красить автомобиль

Перед тем, как настроить краскопульт для покраски авто следует изучить весь алгоритм подобных действий. Для того чтобы качественно покрасить свой автомобиль необходимо для начала протестировать сопло. Для этого необходимо факел настроить на распыление в горизонтальном положении и на полную мощность открыть винт подачи воздуха.

Затем отрегулировать винт расхода краски, чтобы при очередном нажатии курка точно получилась бы правильная форма цветового пятна. Для получения тонкого и равномерного заключительного слоя нужно производить местные круговые напыления не применяя при этом распыления одной направленности.

Нанесение краски должно происходить равномерными круговыми движения и перпендикулярно поверхности с радиусом менее 8 см. Курок следует отпускать после каждого локального напыления, что обеспечит качество покраски.

Для начала лучше окрашивать мелкие и едва заметные детали, потому что в последствии их покрасить будет намного сложнее. Перед финишной покраской следует убедиться в том, что основной слой уже засох и стал однородным по своей структуре.

Для точного соблюдения пропорции необходима мерная линейка. Также можно использовать специальный пластиковый сосуд, который следует равномерно проградуировать. Это позволит точно отметить порцию краски, отвердителя и растворителя.


При покраске автомобиля с эффектом металлика или со специальной защитой от воздействия факторов внешней среды необходимо двухслойное покрытие. Для начала наносят основную краску, а затем акриловый лак.

Все части состава обязательно должны смешиваться согласно инструкции, которая должна быть указана на пачке. Активация для краски не понадобиться, так как она высыхает под воздействием испаряющегося растворителя.

Регулирование подачи основывается на том, что винт регулировки работает в качестве ограничителя при действии иглы сделанной из нержавейки. Из-за такой конструкции игла не до конца перекрывает выходное отверстие для лакокрасочных материалов.

При такой конструкции работающий с этим инструментом человек имеет возможность приноравливаться, открывая винт на полную мощность и вручную нажимая на курок с различной силой.

Для того чтобы не получились подтеки краски у кромок поверхности, лучше нажимать на курок пульверизатора прежде чем перемещать его вдоль детали. Затем, начав переход, уже не отпускать курок до полного завершения.

При окраске внутреннего угла, для предотвращения скапливания краски, нужно направлять центр факела, смещая его в одну сторону. Окраску производят в два приема, по разу для каждой стороны угла. Иногда при окраске внутренних углов отделка создает туманное облако. Чтобы избежать этого, необходимо снизить подачу краски и давление воздуха.

При окрашивании внешних углов практически невозможно предотвратить появление лишней краски на уже прокрашенной поверхности. Лучше окрашивать все стороны угла за один раз. Красить угол необходимо начинать сверху.

Если соблюдать все перечисленные выше пункты, то проблем при покраске возникнуть не должно. Поверхность должна получиться ровной и гладкой. Если же их не соблюдать, то избежать неровностей вряд ли удастся, и покрытие будет сохнуть гораздо дольше.

Правила эксплуатации краскораспылителей

При подготовке краскораспылителя к работе, прежде всего, проверяют распылительные головки, они должны быть чистыми, отверстия материального сопла и воздушной головки должны быть соосны. Торец наконечника материального сопла должен несколько выступать из воздушной головки (для краскораспылителей с верхним или нижним красконаливным стаканом) или несколько утопать в ней (для краскораспылителей с подачей краски под давлением). Оси воздушных боковых отверстий должны пересекать ось центрального отверстия головки. При нажиме на пусковой курок запорная игла должна достаточно свободно и плавно отходить, а при его отпускании - плотно закрывать отверстие материального сопла. Сальники, прокладки, уплотнения запорной иглы воздушного клапана и головки должны быть достаточно хорошо затянуты, чтобы исключить попадание краски в воздушную магистраль или воздуха в красочную, а также подтекание лакокрасочного материала во время работы. При нажиме на пусковой курок отверстие для пропуска сжатого воздуха в распылительную головку должно открываться до того, как откроется отверстие материального сопла и начнет вытекать краска. В противном случае неизбежен выброс не распыленных капель краски в момент включения и выключения краскораспылителя.

Перед началом работы необходимо проверить, что краскораспылитель отрегулирован. Для этого выполняют пробное нанесение лакокрасочного материала на отдельный лист.

После окончания работы через краскораспылитель и шланг, по которому подавался лакокрасочный материал, пропускают для промывки соответствующий растворитель.

Промывку ведут до появления из краскораспылителя чистого растворителя. После промывки краскораспылитель продувают воздухом его каналы, затем промывают в растворителе снятую с корпуса воздушную головку, если отверстия ее забиты краской, Таким образом, их прочищают деревянной шпилькой или медной проволокой, прочищать отверстия стальной проволокой запрещается. Во время кратковременных перерывов в работе, особенно при нанесении быстросохнущих лакокрасочных материалов, целесообразно головку (поз. 2) краскораспылителя помещать в бачок (поз. 1) с растворителем (см. рисунок), что предохраняет лакокрасочный материал от засыхания в сопле, в противном случае необходимо произвести разборку краскораспылителя. Опускать головку в бачок нужно так, чтобы растворитель не попадал на сальники.

Правила окрашивания краскораспылителем

Правильная техника выполнения окрасочных работ распылением согласно нескольким простым правилам позволяет увеличить производительность, повысить качество покрытия, свести к минимуму потери лакокрасочного материала.

Основными условиями достижения эффектов окрашивания являются:

1. Выбор соответствующего краскораспылителя.
В зависимости от величины окрашиваемых изделий следует применять краскораспылитель соответствующих габаритов. Мелкие изделия и небольшие поверхности следует окрашивать краскораспылителями небольших габаритов, так как это обеспечит экономный расход краски и сжатого воздуха.
Большие поверхности следует окрашивать крупногабаритными распылителями, обеспечивающими высокую производительность труда.

2. Выбор соответствующих сопел для подачи краски и воздуха.
Тип сопла для подачи краски зависит от типа лакокрасочного материала, а также от его количества, которое необходимо, в соответствии с технологическими требованиями, нанести на поверхность (толщина покрытия).
Тип воздушного сопла определен несколькими факторами, а именно: количеством и давлением сжатого воздуха, габаритами окрашиваемых изделий, типом лакокрасочного материала, требующейся скоростью окраски и способом подачи ЛКМ.

3. Регулировка краскораспылителя, давления сжатого воздуха и подачи краски.
Перед окраской необходимо произвести регулировку:

  • давления лакокрасочного материала;
  • давления распыляющего воздуха;
  • ширины струи распыленной краски.

Краскораспылители оснащены гайкой регулирования для уменьшения или увеличения подачи материала. Рекомендуется установить иглу в положении, обеспечивающем полное открывание сопла для подачи краски, а форму факела регулировать давлением воздуха. Для регулирования давления распыляющего воздуха одни краскораспылители оснащены регулятором давления распыляющего воздуха, другие оснащены редуктором, смонтированным между воздухопроводом и краскораспылителем.

Слишком высокое давление распыляющего воздуха вызывает образование чрезмерного количества тумана распыленной краски и краски отраженной от окрашиваемой поверхности, а также уменьшает толщину наносимого покрытия в центре отпечатка. Слишком низкое давление вызывает образование шероховатого неровного покрытия - "шагрень".

Скорость передвижения краскораспылителя над окрашиваемой поверхностью зависит от количества ЛКМ выходящего из сопла. Для того чтобы не допускать возникновение местных утолщений покрытия необходимо продумать последовательность ходов (движений) краскораспылителя и при наименьшем числе таких ходов добиться полного покрытия поверхности без двухкратного перекрывания факела краски в какой-либо точке.
Результатом такого плана выполнения работы должны быть: быстрое, свободное передвижение распылителя и получение покрытия равномерной толщины без полос и потеков.

4. Ход краскораспылителя заключается в его передвижении параллельно плоскости окраски на определенное расстояние, ось краскораспылителя должна оставаться под прямым углом к этой плоскости, а расстояние от нее до головки распылителя должно составлять 20-25см.
Краскораспылитель следует передвигать равномерно слева направо и обратно по всей длине хода таким образом, чтобы предыдущие полосы (отпечатки) ЛКМ перекрывали предыдущие на 50%.
Чем меньше расстояние между краскораспылителем и окрашиваемой поверхностью, тем толщина покрытия больше. Для того чтобы не допустить возникновения полос и потеков передвижение распылителя должно быть ускорено. Слишком большое расстояние приводит к образованию "cухого" покрытия - шероховатого, а также к образованию слишком большого количества рассеянного окрасочного тумана (см рис.)

Зависимость между скоростью передвижения распылителя и расстоянием от окрашиваемой поверхности легко почувствовать и среднеквалифицированный маляр усваивает ее очень быстро.
Ручной распылительный пистолет должен располагаться параллельно к поверхности изделия. Явные ошибки, какими являются передвижение распылителя по дуге и в вертикальной плоскости, представлены на рисунке.

Для получения равномерного по толщине покрытия первый слой лакокрасочного материала наносят вертикальными полосами, а второй - горизонтальными.
- Первую полосу наносят сверху вниз по линии 1-2 до конца окрашиваемой поверхности или до определенной горизонтальной линии 2-3, затем для наложения каждой следующей полосы руку с краскораспылителем перемещают вправо. В этот момент, опустив курок, прекращают подачу краски и воздуха, вторую полосу (участок 3-4) наносят снизу вверх и т.д. Для получения сплошного покрытия необходимо, чтобы край последующей полосы перекрывал нанесенную полосу ЛКМ на 5-8 мм.

При окрашивании нельзя перемещать краскораспылители волнообразно и петлеобразно. Краскораспылитель нужно держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности. Если держать его под углом, то возрастает ширина отпечатка красочного факела, и толщина покрытия будет неодинаковой. При перпендикулярном положении краскораспылителя покрытие имеет почти одинаковую толщину. Перемещение краскораспылителя выполняется движением корпуса и руки, а не кисти
При окрашивании выступающих частей и углов изделий краскораспылитель надо вести не выводя факел за контур изделия.

Скорость передвижения краскораспылителя должна быть равномерной и находиться в пределах 14-18 м/мин.
Расстояние от краскораспылителя до окрашиваемой поверхности должно быть 200-250 мм в зависимости от вязкости лакокрасочного материала, меньшее расстояние для большей вязкости и большее - для низкой вязкости.

Если расстояние до краскораспылителя больше, чем нужно, то увеличивается количество лакокрасочного материала, не долетевшего до окрашиваемой поверхности, и, следовательно, увеличиваются потери его на туманообразование. Если краскораспылитель расположен близко к окрашиваемой поверхности, то появляются потеки и неравномерно укрытые участки.

Пуск и остановка краскораспылителя

Для пуска и остановки работы краскораспылителя служит спусковой крючок. при возвращении этого крючка в направлении рукоятки выход краски увеличивается и поэтому во время выполнения окрасочных работ в начале каждого хода необходимо нажимать на него до упора и освобождать непосредственно перед окончанием хода.

Правильный ход должен осуществляться следующим способом:

Окраску кромок следует начинать с выполнения двух вертикальных ходов вдоль левой и правой кромок.

Правильная настройка краскопульта - основа надежной работы инструмента и качественного нанесения краски на поверхность. Настройка включает в себя несколько этапов: подготовку краски, установку размера факела, определение оптимального давления и регулировку подачи краски.

Если оборудование настроено правильно, лакокрасочный материал ляжет равномерным слоем без потеков и наплывов. Неправильно настроенный краскораспылитель - одна из основных причин неравномерно окрашенного и долго сохнущего покрытия. Поэтому к процессу настройки следует отнестись со всей возможной внимательностью.

Подготовка лакокрасочного материала

Для подготовки краски понадобится размеченная пластиковая посуда или мерная линейка. Компании-производители размещают на упаковке информацию о пропорциях смешивания смеси с активирующим веществом. К примеру, маркировка 2х1 указывает на соотношение 2 частей краски к одной части активатора.

Для более точного контроля пропорций понадобится мерная линейка. Если ее нет в наличии, можно использовать емкость с нанесенной на ней градуировкой.

Один из главных показателей для качественного окрашивания краскораспылителем - вязкость состава. Чтобы получить краску нужной густоты, в активированную смесь добавляется растворитель. Казалось бы, все просто, однако далеко не каждый производитель сообщает необходимое количество растворителя для добавления в краску. Поэтому в таких случаях придется действовать методом проб. Опытные мастера приготавливают смесь на глаз - без использования мерной посуды. Новичкам же можно порекомендовать приобретать только те составы, на упаковке которых имеется подробный инструктаж по созданию смеси.

Совет! Если на упаковке написано, к примеру, 2х1+15%, то помимо 2 частей краски и 1 части активатора понадобится 15% растворителя.

Если в планах имеется создание эффекта «металлик» или же поверхности нужно придать особые защитные свойства, необходимо нанесение 2 слоев краски. Вначале наносится базовый слой, а затем - лак на основе акрилатов.

Акриловый лак подготавливается, исходя из рекомендаций компании-производителя. Причем если покрытие будет состоять из 2 слоев, активировать краску не нужно, так поверхность высохнет благодаря испарению растворителя.

Технические особенности краскопульта

Краскораспылитель сконструирован так, что все важные параметры его работы поддаются регулированию.


Конструкция краскопульта

Аппарат состоит из следующих элементов:

  • бачка с фильтрацией для лакокрасочного состава (объем от 100 до 250 миллилитров);
  • сопла, приспособленного для измельчения краски;
  • контроллера подачи закваски;
  • рукояти;
  • контроллера пятна распыления (используется круглая или плоская разбивка);
  • сопла с металлической иглой и двойным пневматическим диффузором;
  • контроллера подачи воздушного потока.

Разновидности распылителей

Существует множество видов окрасочных пистолетов, однако к наиболее продвинутым, обеспечивающим максимальное качество покраски относятся следующие системы:

  1. HVLP - потребляют много сжатого воздуха и обеспечивают низкое давление на выходе.
  2. LVLP - характеризуются небольшим объемом сжатого воздуха и малым давлением на выходе.

Кроме того, краскопульты LVLP подразделяются еще на несколько видов (LPH, Trans Tech, RP). При этом какой-либо существенной разницы между перечисленными моделями нет. Речь идет лишь о разных производителях, которые предпочитают собственную маркировку.

Стандартные конвенциональные устройства функционируют при входном давлении, составляющем 3-4 атмосферы. При этом уровни давления на входе и выходе приблизительно одинаковые. В связи с этим по показаниям давления на манометре можно судить и об уровне давления распыления.

У пистолетов системы HVLP показатель давления на входе обычно равен 2 атмосферам, а на выходе - 0,7 атмосферы. При этом имеется жесткая пропорциональная зависимость показателей друг от друга: если уменьшить давление на входе до 1 атмосферы, на выходе будет ровно 0,35 атмосферы.

Краскораспылители LVLP-типа объединяют в себе достоинства старых конвенциональных модель и систем HVLP. Устройства потребляют немного воздуха, но при этом обеспечивают впечатляющий коэффициент переноса краски (свыше 65%). Давление на входе в систему составляет от 1,5 до 2 атмосфер, а на выходе не превышает 1,2 атмосферы.

Более точные показатели давления устанавливаются при помощи особой проверочной воздушной головки, оснащенной парой манометров. Один манометр измеряет давление на центральном канале, другой - на боковом. Стоит заметить, что такие головки применяются нечасто, так как в комплектацию они не входят. Обычно давление на выходе контролируется, исходя из показателя давления на входе.

Настройка

Вначале следует залить в бачок лакокрасочный состав. Настройка включает проведение испытаний на горизонтально расположенной поверхности. Рекомендуется для этих целей использовать лист ватмана, зафиксированный на стене.

Регулировка размера факела

Настройка состоит в установке подходящей ширины факела. При выставлении ширины рекомендуется отталкиваться от площади обрабатываемой поверхности. Если предстоит узкий цветовой переход или нужно обновить незначительную область, понадобится небольшая ширина факела.

При полном окрашивании поверхности желательно выставить максимально возможную ширину факела. Это позволит наносить краску равномерно, а также обеспечит нормальную скорость окрашивания.

Обратите внимание! Чем меньше ширина факела, тем менее интенсивной должна быть подача воздуха.

Выбрать правильное давление довольно непросто. Проблема в том, что подбор данного параметра может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Оптимальный показатель зависит от модели краскораспылителя, а также от вида и вязкости лакокрасочного материала. Поэтому для выбора нужного уровня давления не обойтись без тестовой поверхности, на которую делается несколько проб. При этом перед каждой пробой давление воздуха увеличивается.

После первой пробы поверхность изучается на размер и формы капель, рельеф покрытия, характер разбрызгивания в верхних и нижних участках рисунка. По результатам исследования можно прийти к определенным выводам:

  1. Растянутые капли, крупные и уплотненные пятна возникают из-за слишком маленького давления.
  2. Если на ватмане образовалось пятно в виде восьмерки - давление нужно уменьшить.
  3. Если рисунок по своим очертаниям похож на банан, полумесяц или грушу, скорее всего, засорена воздушная головка, дюза или сопло.

В ходе настройки нужно получить растянутую форму факела. Не должно быть никаких потеков или уплотнений. Во время настройки оптимальное расстояние от распылителя до ватмана - 25-30 сантиметров. При чистовой обработке поверхности следует придерживаться рекомендаций производителя относительно допустимого расстояния. Головка во время тестирования должна находиться в горизонтальном положении.

Контроллер воздуха в разных модификациях краскораспылителя может быть встроенным в рукоять или же съемным. При работе со съемным регулятором рекомендуется открыть его на участке стыковки ресивера со шлангом. Если регулятор встроенный, менять давление можно только при нажатом курке, иначе после нажатия на курок давление резко упадет, и аппарат будет разбивать краску некачественно.


Настройка факела краскопульта

Когда установлен размер факела и выбрано подходящее давление, приступают к регулировке подачи краски. С этой целью винт закручивается до упора, а затем отпускается на пару оборотов.

Обратите внимание! Не следует сразу настраивать мощную подачу, так как это приведет к повышенному расходу материала, загрязнению окрасочной камеры и порче поверхности из-за возникших потеков. Гораздо рациональнее потихоньку добавлять подачу.

Регулировочный винт ограничивает движение металлической иглы. При таком устройстве игла неспособна полностью открыть выход для лакокрасочного материала. Поэтому у оператора краскораспылителя появляется возможность адаптироваться к работе устройства, открывая винт и регулируя подачу силой давления на курок.

Действия при обнаружении поломок

  1. Если повреждено отверстие головки, рекомендуется произвести замену всего узла, а также очистить центральное отверстие и сопло. Возможно, понадобится замена иглы.
  2. Если на боковом отверстии головки имеются дефекты, можно попытаться их осторожно удалить.
  3. В случае если перетянута гайка направляющей втулки иглы, необходимо почистить шток воздушного клапана. После этого нужно слегка переместить факел, чуть раскрутить гайки и очистить иглу, а также окрасочную головку. Возможно, понадобится замена иглы и штока клапана.
  4. Если движения рычага слишком тугие, нужно прочистить шток воздушного клапана.
  5. Смещенный в сторону оси краскопульта факел может указывать на засор в воздушной головке или отверстиях по бокам. Поможет замена пневматической головки, а в лучшем случае - очистка ее боковых отверстий.
  6. Если бачок впускает воздух, нужно сменить иглу или окрасочную головку.
  7. Когда факел выдает несимметричный отпечаток, возможен засор окрасочной головки, дефект сопла или центрального отверстия воздушной головки. Необходима замена головки и иглы. Также может помочь чистка этих деталей.
  8. Если в краскопульте нет подачи краски, причина может быть в проблеме с давлением. Нужно отрегулировать этот параметр. Если регулировка не помогла, возможен засор или повреждение иглы. Эти детали нужно заменить.
  9. Подтеки краски указывают на засор конуса сопла или слишком затянутую гайку в направляющей втулке. Необходимо ослабить гайку, почистить сопло или же произвести замену головки и иглы.
  10. Если работа факела прерывистая, вероятен дефект конуса сопла или недостаточная затяжка окрасочной головки. Также возможен износ прокладки. Исправить ситуацию можно затягиванием головки или заменой поврежденных деталей.

Процесс чистки сопла краскопульта

В процессе эксплуатации и хранения оборудования рекомендуется выполнять следующие условия:

  1. После каждого использования краскопульт нужно тщательно промывать.
  2. Даже небольшой засор в бачке приведет к прерывистости и неравномерности окрашивания.
  3. Краскораспылитель можно хранить только в сухом месте. Прежде чем поместить оборудование на хранение, нужно его разобрать и помыть.
  4. Если очищать аппарат с помощью металлических приспособлений, можно испортить сопло или пневматическую головку.

Также не стоит экономить при покупке краскораспылителя. Если устройство собрано из дешевых компонентов, то никакая регулировка краскопульта не обеспечит надлежащего качества окрашивания. Не рекомендуется приобретать очень дешевые пульверизаторы китайского производства. Несмотря на низкие цены, такие аппараты, как правило, очень сложно поддаются настройке. К тому же для работы с китайскими краскопультами подойдет далеко не всякая краска.

Перед покупкой краскораспылителя желательно хорошо изучить имеющиеся на рынке предложения. Также не лишним будет узнать отзывы о тех или иных моделях в интернете или попросить совета у знакомых мастеров.

Давайте выясним, как выполняется настройка краскопульта, для того чтобы слой укладываемого покрытия был максимально ровный. Ведь совсем неважно, насколько высокотехнологичный и дорогой распылитель вы приобрели, без правильной настройки инструмента, качество покрасочных работ будет неудовлетворительным.

Впрочем, до того как настроить краскопульт попробуем разобраться с тем, что собой представляет данное устройство.

Выбор пульверизатора

Устройства для нанесения ЛКМ путем распыления на рынке представлены в широком ассортименте. Разница представленных модификаций заключается как в цене, так и в принципе нанесения краски.

Работа малярных пульверизаторов осуществляется в два этапа:

  • краска разбивается на мельчайшие фрагменты;
  • формируется форма факела.

На фото — типы факела в соответствии с типом краскопульта

Все распылители, представленные на рынке, в соответствии с рабочими параметрами можно подразделить на три основные категории:

  • Конвенциональные системы (CONV) – характеризуются высоким давлением в распыляющей головке вплоть до 3 bar.
  • Устройства большого объема и низкого давления (HVLP) до 0,7 bar.
  • Устройства низкого объема и низкого давления (LVLP) до 1.2 bar.

Независимо от конструкции пульверизатора, факел из сжатого воздуха и лакокрасочных материалов формируется в распыляющей головке. Покидая распыляющую головку, смесь в форме факела распределяется на определённое расстояние, а попадая на поверхность, образует лакокрасочное покрытие.

Для бытового применения целесообразно применять покрасочные пистолеты большого объема и низкого давления, так как они более универсальны в плане используемой краски и цена их более доступна в сравнении со стоимостью в сравнении с устройствами и другой конструкции.

Подготавливаем помещение для проведения теста

Перед тем как правильно настроить краскопульт нужно подготовить оптимальные условия для тестирования.

Экспериментировать с нанесением ЛКМ целесообразно в мастерской или гараже, предварительно освободив помещение от различных вещей и предметов в радиусе 2 метров. Пробовать параметры распыления мы будем на вертикальной плоскости, например на стене или на гаражных воротах.

Чтобы понапрасну не пачкать поверхности, на стену или на ворота можно закрепить своими руками какой-либо ненужный материал размером 2 на 1 метр. Неважно, будет это старая бумага или полиэтиленовая пленка — все подойдёт, ведь нам не с цветом экспериментировать, а с укрывистостью.

Итак, условия для пробного окрашивания готовы, приступим к регулировке.

Устройство краскопульта