Как выглядит деревянный дом с надстройкой: мезонин — что это такое и чем отличается от мансарды. Дом с мезонином: проект русской усадьбы Деревянный дом с мезонином и внутренним планом

«Дом с мезонином» − эта фраза у большинства людей ассоциируется с одноимённым рассказом А.П. Чехова. О том, что такое мезонин, мы начинаем задумываться, когда встаёт вопрос о строительстве или приобретении . Из данного обзора вы сможете почерпнуть много полезной информации о домах с мезонином, фото конструкций и описание лучших проектов помогут вам решить, желаете ли вы иметь эту надстройку в своём доме.

Мезонин – что это такое? Фото, представленные в этом разделе, наглядно демонстрируют, как выглядит данная конструкция.

Какие же преимущества гарантирует мезонин своим обладателям? Прежде всего, его наличие значительно увеличивает жилую площадь здания. Имея отдельный вход с нижнего этажа (как правило, используют винтовую ), он обеспечивает своему обитателю уединение. Именно по этой причине дом с надстройкой часто приобретают творческие люди, обустраивая там студию или мастерскую. Благодаря выступанию надстройки над общей частью здания, комната в ней получается очень светлой и уютной. Для большего доступа солнечного света оконные проёмы делают .

С технической точки зрения, возвести полуярус значительно проще, чем полноценный этаж. Практически всё строительство проводится с чердака, остальные работы ведутся с помощью лесов. Кроме того, наличие такой конструкции поможет сэкономить расходы на топливо в холодное время года. Ведь размеры надстроенной комнаты выбираете вы сами, исключая тем самым наличие нерационально используемого пространства. Если же в доме отсутствует необходимость в дополнительной площади, надстройку можно закрыть и не отапливать, не нарушив основной части жилья.

Важно! Организовать мезонин можно в уже построенном здании. Для этого не требуется перестраивать основной этаж, достаточно будет внести коррективы в чердачную часть.

Статья по теме:

Подобные конструкции позволяют значительно увеличить жилое помещение. В статье мы подробно рассмотрим проекты и фото готовых зданий, полезные советы, что позволит без ошибок возвести дом самостоятельно или с помощью специалистов.

Виды мезонинов в зависимости от конструктивных особенностей

Полуярус может быть разных форм и размеров. В классическом варианте архитекторы применяют форму квадрата. Иногда надстройку сооружают в виде креста с выходом на четыре стороны дома. Однако высокотехнологичные строительные материалы, которые широко используются в современном мире, позволяют создать конструкции абсолютно разных, порой причудливых форм. Фото ниже являются тому подтверждением.

Очень часто надстройка оканчивается или террасой. Она очень удобна и позволяет в полной мере насладиться видом из окна. Следует отметить, что мезонином называют не только надстройку в чердачной части дома. Его можно организовать также внутри помещения, если высота стен позволяет. Такую конструкцию часто можно встретить в элитных квартирах, где высота потолка достигает 3,5-4 метра.


Конструкция в домах с полуярусами имеет свои особенности. Вариантов кровли множество, выбор зависит лишь от фантазии и умения архитектора. При самостоятельном строительстве чаще используют двускатную крышу. Выступ надстройки образуется тремя стенами, а неиспользуемое для жилья пространство чердака оборудуют под . Распространён также вариант односкатной крыши. Но если вы хотите отойти от классических вариантов кровли и сделать своё жильё уникальным с помощью куполообразной или пирамидальной крыши, воспользуйтесь услугами профессиональных архитекторов. требует специализированных знаний. В противном случае вы рискуете показателями долговечности и надёжности вашего жилья.

Строительство мезонина желательно начинать сразу же после возведения основного этажа. Это избавит вас от дополнительных затрат на демонтаж кровли при создании надстройки в уже функционирующем жилище. В данном разделе мы представим вам фото и видео удачных проектов, которые, возможно, пригодятся вам в будущем при с полуярусом.

Обустройство мезонина, выбор стиля

Внутренняя отделка надстройки зависит от того, какую функцию будет выполнять помещение.

Полезный совет! В первую очередь следует определиться, комната в надстройке будет использоваться круглогодично или только в тёплое время года. Это определит вариант подводки отопления.

Как мы уже говорили ранее, полуярус за счёт некоторой изолированности от остальных помещений в доме и обилия дневного света часто используется в качестве мастерской. Однако из надстроя может получиться и замечательная . Надстроенное спальное место – прекрасный вариант для с высокими потолками.

Рассказчик (повествование идёт от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия». Рассказчик - художник, но летом так обленился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незнакомую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая - «молоденькая - ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше - тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами». Оба лица почему-то показались давно знакомыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон.

Вскоре в имении Белокурова появилась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая. Она приехала с подписным листом просить деньги для крестьян-погорельцев. Подписавшись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмотреть, по выражению девушки, «как живут почитатели его таланта». Белокуров рассказал, что ее зовут Лидией Волчаниновой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, Лида работала учительницей, получая двадцать пять рублей в месяц.

В один из праздников они поехали к Волчаниновым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи». Лида рассказывала Белокурову, что председатель управы Балаган «все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает что хочет». «Молодёжь должна составить из себя сильную партию, - сказала она, - но вы видите, какая у нас молодёжь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувернантку) казалась совсем ребёнком. Во время обеда Белокуров, жестикулируя, опрокинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказчика, казалось, не заметил этого. Когда они возвращались, Белокуров сказал: «Хорошее воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Да, прекрасная, интеллигентная семья...»

Рассказчик стал бывать у Волчаниновых. Ему понравилась Мисюсь, она тоже симпатизировала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением». Его особенно привлекало то, что в глазах юной провинциалки он выглядел талантливым художником, знаменитой личностью. Лида невзлюбила его. Она презирала праздность и считала себя трудовым человеком. Ей не нравились его пейзажи потому, что в них не показывались народные нужды. В свою очередь Лида не понравилась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благотворительная работа с крестьянами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авторитет был непререкаем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руководство семьёй.

Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она провожала его до ворот усадьбы. Она ответила ему взаимностью, но тут же побежала все рассказать матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга...» Когда на следующий день он пришёл к Волчаниновым, Лида сухо объявила, что Екатерина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензенскую губернию, чтобы затем, вероятно, отправиться за границу. По дороге обратно его нагнал мальчишка с запиской от Мисюсь: «Я рассказала все сестре, и она требует, чтобы я рассталась с вами... Я была не в силах огорчить ее своим неповиновением. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волчаниновых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Белокурова, и тот сообщил, что Лида по-прежнему живёт в Шелковке и учит детей. Ей удалось сплотить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских выборах они «прокатили» Балагина. «Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где». Постепенно рассказчик начинает забывать про «дом с мезонином», про Волчаниновых, и только в минуты одиночества он вспоминает о них и: «...мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся... Мисюсь, где ты?»

Мезонин - что это такое? Это слово часто встречается в старых книгах и звучит так, словно оно понятно всем. Возможно, раньше так и было, но сегодня этот термин забыт и почти не используется. Ситуация, когда явление есть, а как его назвать - неизвестно. Давайте разбираться.

Вконтакте

Мезонин — что это такое

Что такое «дом с мезонином»? Вопрос, прозвучавший миллионы раз после увиденного названия знаменитого чеховского рассказа. И далеко не всегда он получал внятный ответ, хотя мезонин очень широко использовался в архитектуре прошлого века. Он являл собой предмет своеобразной роскоши, символизировал достаток владельца и подчеркивал изысканность его вкуса.

Между тем, ничего сложного тут нет, это - надстройка над средней частью дома, имеющая собственную крышу и боковые стены. Особенностью является ее центральное, симметричное расположение, чаще всего прямо над центральным входом.

Появился мезонин в середине XIX века и служил как декоративный элемент, выделяющий дома помещиков, купцов или чиновников. Прообразом была знаменитая светелка, которая имела очень похожие функции и строение.

Размеры и специфическое расположение антресоли ограничивают использование, оставляя функции кабинета, спальни или чего-то подобного, хотя для больших домов, где площадь надстройки была довольно внушительной, выбор вариантов использования был гораздо шире (например, туда пускали жить квартирантов).

Конструктивные особенности дома с мезонином

Как уже сказано, мезонин - надстройка, расположенная в центральной части дома, полом для которой чаще всего служит потолочная плита верхнего этажа. Именно надстройка, а не переоборудованный для жилья целый чердак.

Внимание! Стандартные размеры таких надстроек составляли примерно треть от общей ширины здания, а высота соответствовала высоте этажей.

Это делалось для сохранения внешних пропорций дома. Часто путают понятия « » и «мезонин», отличия между которыми лежат в практической плоскости. Мансарда имеет более функциональное назначение, она представляет собой утепленный, отделанный чердак, превращенный в жилое помещение. Мезонин же изначально является жилым помещением, хотя не самым большим или важным. Мезонин в архитектуре играл в большей степени декоративную роль, что не мешало его использованию для каких-нибудь практических целей - например, в качестве кабинета или спальни.

Является ли мезонин этажом

Владельцы домов часто задаются вопросом, является ли мезонин этажом здания.

Некоторые источники употребляют термин «полуэтаж», что никакой ясности не вносит. Другие используют термин «мезонинный этаж», что еще интереснее.

В любом случае, полноценным этажом он не является .

Иногда используется еще одно название - полутораэтажный дом. То есть, надстройка рассматривается как полуэтаж в доме с одним или несколькими полноценными этажами.

Преимущества дома с мезонином

Полуэтаж предоставляет возможность получить обособленное уединенное помещение . Это очень ценно для людей творческих профессий, которым необходимо отключаться от повседневности для работы. Кроме того, деревянный дом с мезонином - это красиво, традиционно и помогает выделить здание из многих похожих построек. Имеются и более прозаические преимущества, например - возможность более прочного укрепления дымовой трубы, отсутствие чрезмерных расходов на обогрев, что весьма актуально для российских условий.

Как используется мезонин

Использование - прерогатива владельца дома. Надстрой может выполнять любые функции , если это удобно жителям:

  1. Кабинет.
  2. Мастерская.
  3. Библиотека.
  4. Помещение с различными вспомогательными функциями.

Выбор оптимального для себя варианта целиком принадлежит владельцу дома, каких-то специальных указаний на этот счет быть не может. Минимальная высота мезонина обычно позволяет создавать в нем комнаты с различными возможностями использования, более высокие постройки делают его и вовсе универсальным помещением.

В целом, функциональность надстроя точно такая же, как и у любой другой комнаты в доме, если учитывать расположение и соответствующие ограничения, связанные с ним, такие как нежелательность размещения какого-то шумного оборудования, тренажеров или прочих устройств, нарушающих покой жителей нижнего этажа.

Можно ли сделать мезонин в квартире

Квартира с мезонином - это оригинальное и весьма интересное решение. При этом следует понимать, что в данном случае употребление термина условно, поскольку речь идет о совершенно другой конструкции .

Имеется в виду создание дополнительного уровня, позволяющего разделить пространство квартиры на ярусы.

Другое название такого сооружения более точное - антресоль.

Для того, чтобы создание этой конструкции было возможно, требуется квартира на верхнем этаже с большой высотой потолка - около 5 метров, иначе мезонин над базисом будет возвышаться на слишком малую высоту, создавая неприятное ощущение «давления».

Как оформить интерьер мезонина

Важно! Антресоль можно оформить различными способами. Дизайнерский подход в этом случае не ограничивается ничем, тем более, что сама конструкция и функционал создают широкое поле деятельности для фантазии и экспериментов с пространством или антуражем.

В зависимости от размеров и функций, которые выполняет мезонин, интерьеры могут соответствовать общему стилю квартиры, создавая цельный облик просторного многоярусного жилища или, наоборот, иметь , подчеркивающий обособленность и уединенный характер помещения. При достаточной величине может быть образована практически полноценная квартира.

Мезонин в архитектуре

В последнее время наблюдается возрождение старой архитектуры. На смену простым и довольно скучным постройкам советского времени приходят более живописные особняки, украшенные различными элементами.

Вновь получили распространение дома с мезонином, проект которых из разряда редкостей переходит в категорию вполне обычных.

Увидеть такой надстрой в его классическом виде можно во многих старинных русских усадьбах.

Гугл по запросу выдает массу картинок, на которых можно увидеть различные варианты оформления мезонинов с балконами, маленьких и более крупных, различной формы.

Технические характеристики складских мезонинов

Существует еще одно значение термина. Это мезонины складские — специфические конструкции, представляющие собой расширенные и . Они могут быть расположены как отдельно стоящее сооружение, имеются варианты с консольным креплением к стене. Смысл в том, что склады обычно имеют высокие потолки, а для более рационального использования объемов необходимо наличие многоярусных конструкций. Стандартный набор характеристик:

  1. Шаг колонн (расстояние между опорами) - до 12 м.
  2. Число уровней - до 5.
  3. Высота каждого уровня - до 4 м.

Для удобства погрузо-разгрузочных работ или учета сооружается пешеходный настил.

Особенности традиционной русской архитектуры, несколько позабытые в советский период, вновь возрождаются в современном мире. Использование мезонинов в строительстве - яркий и наглядный тому пример. Преемственность культурной традиции важна для всех - и для молодежи, и для людей более зрелого возраста, она усиливает связь с прошлым и объединяет людей.

Описание и стоимость

Дом придуман в традициях русского дореволюционного городского строительства, но подходит и для сельских мест. От современных домов его отличает ностальгический уютный мезонин, устроенный вместо привычной для нас мансарды. Фасады дома стилизованы под старину, а внутреннее устройство адаптировано к современному укладу жизни: на первом этаже размещены кухня, котельная-кладовая, столовая, двусветная диванная с лестницей; и две спальни с санитарным узлом в отдельном крыле. В мезонине расположились две спальни с гардеробными и балконами и ванная комната. Вход в мезонин устроен с галерейки, открытой в помещение диванной. В доме нет внутренних несущих стен, что позволяет варьировать состав и размеры помещений. Классические детали из полиуретана, ограждения балконов мезонина и лестницы – чугунное литьё. Стилистика фасадов позволяет расположить дом как отдельно стоящим, так и «вживить» в застройку улицы. Можно также сблокировать несколько таких домов, для разнообразия изменив мелкие детали фасада.

Продажа проекта - без подряда. 51 000 р.

Вопрос-Ответ

Узнайте больше у продавца, ваш вопрос будет первым! ЗАДАТЬ ВОПРОС

(Рассказ художника)

I

Это было 6—7 лет тому назад, когда я жил в одном из уездов Т-ой губернии, в имении помещика Белокурова, молодого человека, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и всё жаловался мне, что он нигде и ни в ком не встречает сочувствия. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадной зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да еще стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. Одна из них, постарше, тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом, имела строгое выражение и на меня едва обратила внимание; другая же, совсем еще молоденькая — ей было 17—18 лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с большими глазами, с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась, и мне показалось, что и эти два милых лица мне давно уже знакомы. И я вернулся домой с таким чувством, как будто видел хороший сон. Вскоре после этого, как-то в полдень, когда я и Белокуров гуляли около дома, неожиданно, шурша по траве, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. Это была старшая. Она приехала с подписным листом просить на погорельцев. Не глядя на нас, она очень серьезно и обстоятельно рассказала нам, сколько сгорело домов в селе Сиянове, сколько мужчин, женщин и детей осталось без крова и что намерен предпринять на первых норах погорельческий комитет, членом которого она теперь была. Давши нам подписаться, она спрятала лист и тотчас же стала прощаться. — Вы совсем забыли нас, Петр Петрович, — сказала она Белокурову, подавая ему руку. — Приезжайте, и если monsieur N. (она назвала мою фамилию) захочет взглянуть, как живут почитатели его таланта, и пожалует к нам, то мама и я будем очень рады. Я поклонился. Когда она уехала, Петр Петрович стал рассказывать. Эта девушка, по его словам, была из хорошей семьи и звали ее Лидией Волчаниновой, а имение, в котором она жила с матерью и сестрой, так же, как и село на другом берегу пруда, называлось Шелковкой. Отец ее когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного советника. Несмотря на хорошие средства, Волчаниновы жили в деревне безвыездно, лето и зиму, и Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала 25 рублей в месяц. Она тратила на себя только эти деньги и гордилась, что живет на собственный счет. — Интересная семья, — сказал Белокуров. — Пожалуй, сходим к ним как-нибудь. Они будут вам очень рады. Как-то после обеда, в один из праздников, мы вспомнили про Волчаниновых и отправились к ним в Шелковку. Они, мать и обе дочери, были дома. Мать, Екатерина Павловна, когда-то, по-видимому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная, старалась занять меня разговором о живописи. Узнав от дочери, что я, быть может, приеду в Шелковку, она торопливо припомнила два-три моих пейзажа, какие видела на выставках в Москве, и теперь спрашивала, что я хотел в них выразить. Лидия, или, как ее звали дома, Лида, говорила больше с Белокуровым, чем со мной. Серьезная, не улыбаясь, она спрашивала его, почему он не служит в земстве и почему до сих пор не был ни на одном земском собрании — Не хорошо, Петр Петрович, — говорила она укоризненно. — Не хорошо. Стыдно. — Правда, Лида, правда, — соглашалась мать. — Не хорошо. — Весь наш уезд находится в руках Балагина, — продолжала Лида, обращаясь ко мне. — Сам он председатель управы, и все должности в уезде роздал своим племянникам и зятьям и делает, что хочет. Надо бороться. Молодежь должна составить из себя сильную партию, но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович! Младшая сестра, Женя, пока говорили о земстве, молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь, потому что в детстве она называла так мисс, свою гувернантку. Всё время она смотрела на меня с любопытством и, когда я осматривал в альбоме фотографии, объясняла мне: «Это дядя... Это крёстный папа», и водила пальчиком по портретам, и в это время по-детски касалась меня своим плечом, и я близко видел ее слабую, неразвитую грудь, тонкие плечи, косу и худенькое тело, туго стянутое поясом. Мы играли в крокет и lawn-tennis, гуляли по саду, пили чай, потом долго ужинали. После громадной пустой залы с колоннами мне было как-то по себе в этом небольшом уютном доме, в котором не было на стенах олеографий и прислуге говорили вы, и всё мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью. За ужином Лида опять говорила с Белокуровым о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках. Это была живая, искренняя, убежденная девушка, и слушать ее было интересно, хотя говорила она много и громко — быть может оттого, что привыкла говорить в школе. Зато мой Петр Петрович, у которого еще со студенчества осталась манера всякий разговор сводить на спор, говорил скучно, вяло и длинно, с явным желанием казаться умным и передовым человеком. Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. — Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой, — сказал Белокуров и вздохнул. — Да, прекрасная, интеллигентная семья. Отстал я от хороших людей, ах как отстал! А всё дела, дела! Дела! Он говорил о том, как много приходится работать, когда хочешь стать образцовым сельским хозяином. А я думал: какой это тяжелый и ленивый малый! Он, когда говорил о чем-нибудь серьезно, то с напряжением тянул «э-э-э-э», и работал так же, как говорил, — медленно, всегда опаздывая, пропуская сроки. В его деловитость я плохо верил уже потому, что письма, которые я поручал ему отправлять на почту, он по целым неделям таскал у себя в кармане. — Тяжелее всего, — бормотал он, идя рядом со мной, — тяжелее всего, что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия!