Осенняя береза гуашью поэтапно. Мастер-класс с фото

Осенняя береза гуашью. Живописное изображение березы на тонированной бумаге. Мастер-класс с фото


Надеенская Елена Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Место работы: МОУ «Арсеньевская СОШ», п. Арсеньево, Тульская область
Описание: материал будет интересен учителям начальной школы, учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, творческим детям 7-12 лет
Назначение: использование на уроках изобразительного искусства
Цель: знакомство с техникой рисования осенней березы гуашью.
Задачи:
- совершенствовать навыки работы гуашью;
- развить чувство композиции, умения замечать и отражать в рисунке красоту природы;
- развить цветовую чувствительность, воображение;
- воспитывать аккуратность, любовь к творчеству.
Материалы:
-Гуашь,
-кисти №3, 5,
- формат А4 светло-голубого цвета.


Береза
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнется, и не ломится!
(Александр Прокофьев)


Береза
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
(Всеволод Рождественский)


Ход работы
1. Намечаем белой гуашью контур ствола березы.


2. Выполняем заливку ствола березы белой гуашью, добавляем оттенки розового и желтого цвета.


3. Тонкой кистью намечаем ветви березы.


4. Желтой гуашью намечаем листву березы, добавляем траву у основания ствола дерева.


5. Зеленым цветом оттеняем листву березы, намечаем отдельные травинки под деревом.


6. Добавляем оранжевый цвет в основную окраску кроны березы и в изображение травы.


7. Прорисовываем ствол березы, добавляем рисунок на коре, намечаем ветви березы тонкой кистью.


8. Добавляем оттенки более глубокого зеленого цвета в крону дерева и изображение травы под ним. Уточняем детали.


Работа готова.

Спасибо за внимание!

Для рисования любого вида деревьев мы используем однотипную технику рисования, которая позволяем быстро и реалистично изобразить все части растения. Но каждый вид деревьев имеет свое уникальное строение, которое отличает его от других. И эти особенности нужно уметь передать и в рисунке. В этом уроке мы покажем, как нарисовать березу акварелью пошагово. Главной особенностью берез являются прямые белые стволы с темными полосами, тонкие поникшие ветви и мелкая листва. Рисовать будем с картинки, но если у вас есть возможность – выбирайтесь на пленэр. Ведь рисование с натуры помогает не только сформировать видение цвета и тональность объекта, но и умение анализировать композицию.

Для рисования данного дерева понадобятся некоторые инструменты:

  • акварельные краски;
  • палитра;
  • планшет;
  • клейкая лента (канцелярская или малярная);
  • кисти беличьи № 8 и 1;
  • синтетическая кисть № 1;
  • твердый карандаш;
  • ластик;
  • бумага для акварели;
  • вода;
  • салфетки.

Этапы рисунка

Шаг 1. Набросок сделаем легким, без перегружающих деталей. Сначала отметим линию горизонта. По центру вырисовываем прямые тонкие стволы берез. Начиная с середины стволов, создаем тонкие поникшие ветви. Плавными линиями обозначим приблизительный контур кроны деревьев.

Такого наброска вполне достаточно, чтобы перейти к следующему шагу.

Шаг 2. Тонкой кистью №1 и сепией создаем на белых стволах берез фактуру. По наброску отмечаем самые крупные в кроне ветки. Нижнюю часть стволов оттеняем более плотным цветом – сажей газовой.

Шаг 3. Кадмием желтым средним создаем подмалевок травы. По влажному слою краски оттеняем ее зеленой.

Шаг 4. Пока краска впитывается, отметим лимонной акварелью светлые части кроны. Вернемся к траве и проложим смесью из зеленой и сепии падающую от деревьев тень.

Шаг 5. Прорисовывать кроны берез начинаем с центра, где используем насыщенные темные оттенки зеленого. Перемещаясь к краю кроны, частично смываем краску с кисти, чтобы тон получился более прозрачным. Также обрабатывая край уменьшаем размер мазка, чтобы создать эффект отдельных листьев.

Шаг 6. Постепенно прорабатываем всю поверхность дерева, соблюдая тоновой эскиз. Вырисовываем тонкие поникшие ветви по краю, чтобы передать строение березовых крон. После насыщаем под деревьями траву и падающие тени.

Шаг 7. В последнем шаге будем работать с брызгами. Благодаря такой технике нанесению краски мы создадим красивые эффекты мелкой листвы по контуру крон и цветущей лужайки под деревьями. Сначала обрабатываем верхушки деревьев (кроны) желто-зеленой акварелью.

Описание процесса рисования:

В этом видео я покажу вам как написать зимний пейзаж, используя всего лишь три цвета, несколько кистей и что самое интересное, пластиковую карту.

В этюде я буду использовать три цвета: охру, синий и тёмный коричневый.

Начинаю с дальнего плана, аккуратно равномерно увлажняю половину картинки. Смешиваю светлый оттенок серого и заполняю им увлажнённую половину листа. Теперь ввожу деревья дальнего плана, для этого синий немного усложняю коричневым. Я жду приблизительно одну минуту, а затем держа карточку под небольшим углом, прокорябываю светлые участки стволов и веток. Это можно делать и вертикальными, и поперечными стволу движениями. Я слегка подсушиваю этот слой для того, чтобы нанести тёмные участки берёз. Если смешать синий с коричневым, то получится достаточно сложный оттенок тёмно-серого. Этот цвет я набираю ребром карты. Начинаю с нижней части берёз. Проскальзывая легко по стволу поперечными стволу движениями я получаю чёрные отметины на берёзах.

Смачиваю ту часть, где у меня течёт ручей. Теперь ввожу серо-голубой в воду ручья, а затем добавляю более тёмный туда, где у меня отражения чёрных отметин стволов берёз и край, примыкающий к снежному покрову. Теперь остаётся написать ветки. Ветки у берёз бывают разные в зависимости от её вида. Те ветки, которые дальше от нас, за деревом, имеют более светлый голубоватый оттенок. Те ветки, которые ближе к нам тёплый коричневый и более тёмный.

И вот на этом работу можно было завершить, но я пойду чуть-чуть дальше, чтобы показать вам более художественный ход. Я полностью посушила картинку и теперь могу действовать вторым слоем. Я беру охру и делаю немного теплее стволы берёз. У нас появляется третий цвет и более интересный колорит.

А теперь я добавлю прошлогодней травы, для этого я буду использовать очень интересный приём картой. Делаю каплю краской и отрывистыми движениями вытаскиваю краску, чтобы получалась трава. Можно чуть-чуть смешать с синим, получатся более интересные, разнообразные оттенки.

Теперь немного объёма даём снежным сугробам. Для этого по снежному краю ручья я даю теневой цвет и под травинками тоже, чтобы получились углубления, как возле деревьев. И посмотрев, где что-то ещё можно добавить по композиции, мы добавляем более тёмные участки снега либо торчащих веточек, так чтобы завершить образ.

Инна Колцун

Материалы для рисования :

гуашь ;

Акварельная бумага;

Кисти круглые и плоские;

Стакан с водой;

Тряпочка для вытирания кистей;

Палитра.

1 этап : Рисуем фон и поле :

Берем лист бумаги вертикально, делаем размывку белой гуашью до середины листа (краска должна быть влажной) .

Затем поверх белой краски размываем желтую, красную, коричневую краски, от середины листа осветляя к верху.

Нижнюю оставшуюся часть листа красим в черный цвет, немного залезая на линию горизонта размывая его. Даем рисунку немного подсохнуть.

Большой, жесткой только сухой кистью делаем цветные пятна методом «тычка» по черному нижнему фону листа (цвета : желтый, красный, охра, зеленый, белый, голубой, таким образом, получится поле или цветущий луг .

2 этап : Рисуем березу :

На палитре смешиваем охру и белую гуашь до получения бежевого оттенка. Затем рисуем ствол березы плоской кистью , снизу вверх. У основания березы кисть плотно прижать, а затем, поднимая ее к верху, постепенно разворачивая на ребро и потихоньку отрывая ее от бумаги (краски берем обильно )

С правой стороны березы коричневой гуашью с помощью тонкой кисточки обводим ствол березы , затем плоской сухой кистью делаем размыв краски к середине ствола.

Затем самой тонкой кистью рисуем ветки березы , вращая ее туда, сюда между пальцев (кисть должна быть мокрой, а ветки березы идут не только вверх, но и вниз).

Берем тонкую кисть с черной гуашью и рисуем черные пятна

коры (чечевички) разные по форме и длине (они не должны повторяться и быть симметричными) .

В заключение нашего рисования мы рисуем листву березы . Берем большую , сухую, жесткую кисть, на нее берем зеленую гуашь и рисуем листву методом «тычка» .

Вот и все - Картина готова!

Публикации по теме:

Консультация «Труд в дошкольном образовании - это легко?» В своём Эссе я хочу раскрыть данную тему. Сейчас я попытаюсь подойти к основному понятию освещаемой темы. Труд - целенаправленная деятельность.

Вот и миновала пора золотой осени. Уже выпал первый снег. Даже у нас в Санкт - Петербурге совсем зимняя погода. Но красота золотой осени.

Конспект занятия по рисованию гуашью в подготовительной группе «Белый аист» Конспект занятия по рисованию «Белый аист» Тема: «Белый аист» Цель: обучение детей рисованию белого аиста и мест его гнездовки. Задачи:.

Не так давно в нашем ДОУ походил конкурс на изготовление лэпбуков. Хочу представить Вашему вниманию лэпбук по изо деятельности "10 способов.

Приветствую всех коллег-maamовцев! Вот и снова зима и совсем скоро любимый с детства праздник Новый год. Для тех, кто еще не занялся со.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Во поле береза стояла» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Необходимые принадлежности и заготовки

Если нет иных указаний, я буду использовать половину листа размером 38 х 55 см (15 x 22 дюймов) акварельной бумаги Kilimanjaro из 100 % хлопка, плотностью 300 г/см2.

Другие приспособления

  1. Исходное фото для создания тонового наброска (настоятельно рекомендую).
  2. Карандаш, ластик, строительный скотч, линейка, старое полотенце среднего размера (плотно скрученное).
  3. Две емкости с водой: одна для чистой воды, вторая – для грязной. Подойдут большие пластиковые контейнеры из-под творога.
  4. Бумажные полотенца и/или чистая тряпка (для промакивания кистей в случае необходимости).
  5. Планшет из непроницаемого материала (лист оргстекла, размером примерно 50 х 60 см). Для начала можно работать на столе из плотного дерева, однако тогда вы не сможете наклонять и перемещать его, как в случае с отдельной доской.
  6. Палитра. Если вы только знакомитесь с акварельной живописью и не хотите тратиться на специальные принадлежности, можете взять обычное керамическое блюдце для смешивания красок и пластиковую форму для льда, чтобы выкладывать в нее пигменты. Перед использованием рекомендуется выдавить акварель из туб в ванночки палитры, и дать ей немного подсохнуть. Затем, приступая непосредственно к работе, сбрызните краски водой из пульверизатора. Через пару минут они будут готовы к применению. Я пользуюсь палитрой Robert E. Wood. У нее глубокие ванночки, расположенные по периметру, а центральная часть разделена на две большие емкости для соединения цветов. С этой целью также можно использовать и ее крышку.
  7. Кисти: двухдюймовая плоская для размывок (лучше брать специальную кисть для акварели, а не для масляных или акриловых красок, ведь они слишком жесткие и могут повредить бумагу), дюймовая плоская для размывок и минимум одна круглая - № 9 или 6. Для работы на больших листах понадобиться трехдюймовая плоская кисть для размывок.
  8. Краски. Советую использовать акварельные пигменты в тубах. Некоторые производители выпускают качественную акварель в больших тубах по 37 мл. Начинающие могут ограничиться небольшим набором базовых цветов. С их помощью вы получите любой необходимый цвет, а по мере надобности сможете расширить имеющуюся палитру. В своих уроках я применяю следующие базовые оттенки:
  • Красный: Краплак красный (Alizarin Crimson)
  • Синие: Кобальт синий (Cobalt Blue); Ультрамарин синий (Ultramarine Blue); Берлинская лазурь (Prussian Blue).
  • Желтые: Ауреолин (Аureolin); Гуммигут (Gamboge); Жжёная Сиена (Burnt Sienna).

Иногда я буду брать и другие пигменты, и я обязательно их укажу.

Шаг 1

Ориентируясь по исходному изображению (или готовой картине этого урока) легкими линиями набросайте карандашом композицию на акварельном листе. Если вы придумываете сюжет сами, всегда начинайте с уменьшенных эскизов, подбирая наилучший вариант распределения элементов рисунка. При этом не забывайте изменять размеры и контуры таким образом, чтобы вам проще было работать. Живопись должна приносить радость, ведь процесс не менее важен, чем результат.

Шаг 2

Изрядно намочите бумагу, опустив ее в емкость с водой на 5-10 минут, чтобы она как следует набухла. Так ее волокна раскроются, и пигменты впитаются лучше. При этом белизна листа будет просвечиваться, создавая иллюзию сияния как у витража. Готовая картина должна выглядеть по-акварельному живописно, а не просто как рисунок акварельными красками.

Смело вымачивайте бумагу!

Шаг 3

Аккуратно придерживая лист за углы, позвольте лишней воде стечь, и положите его на планшет. Теперь, несколько раз прокатите валик из полотенца по всей поверхности бумаги. Она должна быть влажной, а не мокрой – водный блеск должен исчезнуть. Итак, перед вами готовый к работе лист, на котором вы по желанию сможете без труда изобразить как четкие, так и более мягкие контуры.

Шаг 4

Прикрепите края листа к планшету строительным скотчем. Избыток влаги будет задерживаться под бумагой, позволяя ей оставаться влажной дольше, а значит, у вас будет больше времени для рисования.

Важное примечание: Говоря о насыщенной размывке, я имею в виду такую смесь акварели, сквозь которую не видно дна палитры. Интенсивность и тон пигмента должны быть одинаковыми как в ванночке палитры, так и в емкости для смешивания. Однако размывки должны быть достаточно водянистыми. При наборе смеси кистью и нанесении ее на лист, мазки должны ложиться ровно и гладко, без эффекта сухой кисти. Этот навык требует практики.

Наглядный рисунок берез акварелью

Выше вы видите фото моей готовой картины. Поскольку я написал ее только в качестве демонстрации техники, я не использовал никакой исходной картинки. Для начала карандашом изобразите три крупные фигуры, которые будут служить вам простым ориентиром. Не бойтесь выходить за их контуры при работе акварелью.

Шаг 5

Я начинаю с приготовления размывок в ванночках палитры. Для этого я разбавляю водой пигменты: Ультрамарин синий (Ultramarine Blue); Крапп-марену (Rose Madder Genuine) или Краплак красный (Alizarin Crimson); Жжёную Сиену (Burnt Sienna). Делайте смеси водянистыми, но достаточно насыщенными. Помните, что мы не соревнуемся с природой, нам еще ни разу не удавалось ее превзойти. Сложно передать все великолепие восхода или заката, пользуясь лишь листом бумаги 56 х 76 см (22 x 30 дюймов). Поэтому приходиться придумывать разные цветовые уловки. Прежде чем браться за написание картины, я всегда определяю цвет и текстуру предмета. А затем, я ищу самый легкий путь их передачи. Это не смертельно – попробуйте!

Шаг 6

Я знаю цвет березы, имею представление о ее шероховатой текстуре и форме. Итак, начнем! Наберите плоской кистью все три цвета. Я обычно беру для этого самую большую. Заполните каждую форму разноцветной размывкой, немного заступая за их контуры. Позвольте всем трем тонам смешаться на бумаге.

Шаг 7

Пусть цвета деревьев отличаются. Для этого добавляйте больше одного из пигментов, делая его преобладающим. Так картина станет выглядеть интересней. Поиграйте с тонами. Вы удивитесь тому, как много разных оттенков можно найти на стволе березы. Как я уже говорил ранее, не бойтесь выходить за границы столбов – они играют вспомогательную роль. Чем свободнее ваши мазки, тем живописнее получится результат.

Шаг 8

На этом этапе мы переходим к передаче округлой формы и текстуры березы. Начните соскабливать или сдвигать акварель от одного края дерева к другому дугообразными движениями. Каждый раз протирайте кредитную карту или скребок, и продолжайте работу. Движение должно начинаться немного за контуром дерева. Плотно прижав скребок к бумаге, соскабливайте размывку в противоположную сторону. Акварель при этом должна быть еще сырой. Результаты получатся разными, в зависимости от того, насколько сухой или влажной была краска в этот момент. Можете потренироваться на листе ненужной бумаги, чтобы отработать силу нажима и скорость работы.

Шаг 9

Повторите шаг 8. Не забывайте менять ширину соскобов (используйте обрезанные кредитные карты) и оставлять нетронутые области. Посмотрите на фото завершенной картины. Светлые/белые зоны были получены соскабливанием акварели кредиткой.

Затем, пока краска еще сырая, кое-где наложите мазки более глубокого и интенсивного тона (чем насыщеннее нужен цвет, тем меньше стоит добавлять воды), чтобы показать темные полоски на березе.

Шаг 10

Выберите влажный край и добавьте пару капель пигмента в сухой его части. Если наносить краску одновременно на высохшую и сырую размывки, то снаружи контура дерева получиться четкая граница, а по влажной акварели насыщенный цвет растечется, давая мягкие переходы. Очень интересная комбинация.

Шаг 11

Из полученной лужицы темного оттенка проведите несколько изогнутых линий, чтобы визуально скруглить ствол. Это основной способ передачи формы березы. Теперь выберите основной цвет и переходите к прописыванию текстуры.

Шаг 12

Используя либо остатки пигмента на бумаге, либо размывку на палитре, процарапайте/нарисуйте пару веток. Работайте мастихином или тонкой кистью. Я предпочитаю мастихин, ведь он создает «ветвистый» естественный эффект. Ветки должны получиться угловатыми, потому что после каждого последующего вегетационного периода они начинают расти под другим углом. Береза это довольно шершавое, крепкое дерево, поэтому ломаные линии лучше всего передадут ее характер.

Шаг 13

Время сделать несколько завершающих штрихов. На этом и последующих этапах нужно работать с уже высохшим рисунком. Так что можете пойти выпить кофе, или подсушить картину феном, если вы спешите.

Теперь, на сухую бумагу можете нанести больше характерных отметин – темных полос, – которые останутся на своем месте и не растекутся по всей размывке.

Шаг 14

Дайте отметинам просохнуть. Приготовьте новую чистую размывку из Ультрамарина (Ultramarine Blue), обильно разбавив пигмент водой. Плоской кистью проведите полосу вдоль затененной части столба (на стороне, по направлению к которой соскабливалась краска).

Шаг 15

Хорошенько смочите кисть (хотя вода с нее течь не должна) и размойте (смягчите) внутренний край тени, создавая плавный постепенный переход. Снова высушите картину.

Шаг 16

С помощью достаточно насыщенной смеси из Жжёной Сиены (Burnt Sienna) покройте лессировкой некоторые участки столба, в качестве финишной обработки картины. Наслоение этих прозрачных мазков поверх существующих тонов выглядит очень эффектно. Мы не соревнуемся с природой, просто немного ее приукрашаем.

Березы у нас уже есть, остается только повесить скворечники.