Чем обработать папье маше перед покраской. Мое папье-маше

взято здесь expert.urc.ac.ru
Изготовление изделий из папье-маше ведётся обычно по специальным образцам — моделям. В качестве таких образцов могут быть использованы различные предметы фабрично-заводского изготовления: учебные пособия, макеты, игрушки, маски, хозяйственный 1инвентарь и т. п. В большинстве случаев для изготовления поделок из папье-маше применяются специальные модели, вылепленные из глины,% пластилина, парафина и других пластических материалов. Чаще всего для изготовления моделей в работах с папье- маше используют глину материал весьма распространённый и дешёвый. Стеки, используемые при лепке моделей из глины.

Из глины по заранее заготовленному эскизу или образцу лепят модель — оригинал, форму которого желают точно воспроизвести из папье-маше. Для изготовления модели необходимо взять вполне достаточный по размеру сплошной ком хорошо перемешанной глины с тем, чтобы из него вылепить всю модель целиком. В тех случаях, когда модель должна иметь большие размеры, а такл?е при лепке моделей, имеющих отдельные, далеко выступающие детали, во взятый для лепки ком глины заделывают проволочный или деревянный каркас.

1 Необходимо отметить, что нередко под папье-маше совершенно неправильно подразумевают всевозможные бумажные пластические массы, в которых бумага предварительно измельчается механически или разваривается на отдельные волокна и в порошкообразном или кашицеобразном состоянии смешивается со склеивающими веществами и другими наполнителями в однородную пластическую массу. Эта масса используется для заполнения форм и после высыхания становится твёрдой и прочной.
Обычно оригинал, сперва лепят из глины руками и только после того, как будет более или менее точно намечена общая форма и взаиморасположение отдельных частей модели, прорабатывают детали при помощи стеков. Стеки —узкие лопаточки разной формы из плотной древесины или металла.

При длительных перерывах в лепке глиняной модели её необходимо завёртывать в мокрую тряпку, которую всё время следует поддерживать во влажном состоянии.

Небольшие модели в условиях кружка «Умелые руки» очень удобно лепить из пластилина — специальной восковой пластической массы. Перед работой пластилин надо хорошо размять руками, а при лепке из него моделей применять металлические стеки, которые время от времени слегка подогревать.

Для изготовления небольших моделей используют также парафин, из которого каждый раз сначала отливают болванку, грубо напоминающую по своим контурам будущую модель, затем при помощи ножа и подогретых металлических стеков модель заканчивают.

Изготовление изделий по моделям-формам.

В зависимости от назначения, величины и тиража изделия, а нередко и в зависимости от наличия необходимых материалов, избирается технология его изготовления из папье-маше. Если нужны единичные экземпляры, а размеры их относительно велики, то во многих случаях не имеет смысла затрачивать время и материалы на изготовление специальных форм: выклейку изделия можно провести непосредственно по глиняной модели — оригиналу. Модель при этом служит одновременно и формой.

Модель-форму покрывают сплошь в один-два слоя кусочками увлажнённой бумаги, которые тряпочкой или кусочком резиновой губки прижимают к поверхности формы, чтобы обеспечить плотное прилегание 1* ликвидировать все воздушные пузырьки. Затем вся поверхность модели выкладывается слой за слоем небольшими кусочками влажной рыхлой бумаги, покрытыми с одной стороны клейстером.

Чтобы глина, из которой сделана модель-форма, не размокала при выклейке её бумагой, поверхность модели необходимо пропитать олифой, любым растительным маслом или покрыть тонким слоем специальной пасты, представляющей собой раствор стеарина в керосине. Изготовление стеарино-керосиновой пасты описано ниже.

удобно применить в качестве моделей-форм покупные пластмассовые ванночки. Глиняные цветочные горшки могут служить моделями-формами для изготовления из папье-маше декоративных цветочных горшков. Старые игрушки из папье-маше часто используют в качестве моделей-форм для изготовления таких же самодельных игрушек.

Для того чтобы не происходило склеивания перечисленных моделей-форм с папье-маше, а также чтобы эти модели не портились от содержащейся в глине влаги, их поверхности предварительно покрывают лаком, тонким слоем стеарино-керосиновой пасты, растительным маслом или расплавленным воском, парафином или стеарином. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается по поверхности модели-формы без смазывания клейстером. После того как нанесённый на модель-форму слой папье-маше подсохнет настолько, что изделие можно отделить от формы, не опасаясь его деформации, его снимают и хорошо просушивают в тёплом, но не жарком месте.

При описанном выше способе изготовления изделий слой папье-маше прилегает к модели, служащей формой, своей изнанкой. Поэтому лицевая поверхность изделия только приблизительно воспроизводит оригинал. Чтобы это воспроизведение было возможно точнее, нужно в процессе работы по выклейке отдельных слоев папье-маше строго следить за тем, чтобы общая их толщина была повсюду одинаковой.

Изготовление изделий по остовам, каркасам и болванкам

По технологическим приёмам описанный выше способ изготовления изделий из папье-маше по моделям-формам очень напоминает часто применяемый в кружках «Умелые руки» способ, который сводится к оклейке десятью-двенадцатью слоями бумаги специального остова из картона. Так, например, при изготовлении шкатулки из папье-маше можно сделать нужного размера картонную коробку и оклеить её, слой за слоем, бумагой. После просушки при помощи огрунтовки, шпаклевания и шлифования шкатулке придаётся правильная геометрическая форма, и она окрашивается или раскрашивается масляными красками, эмалями или нитрокрасками.

Картонные остовы применяют и при изготовлении многих объёмных макетов по географии; этот приём ускоряет работу и способствует экономии материалов и значительному облегчению веса готового изделия. На рисунке 138 показан макет вулкана, изготовленный на картонном остове.

В тех случаях, когда изделие имеет большие размеры и сложную конфигурацию, выклейка его из папье-маше может производиться по каркасу, изготовленному из любого подходящего для этой цели материала: деревянных брусков и реек, фанеры, проволоки, картона и т.* п. Такие каркасы делаются обычно на специальных щитках или ящиках с невысокими стенками.

Изготовление из папье-маше различных поделок, имеющих строгую геометрическую форму, проводят, как правило, с использованием болванок соответствующей формы. Такие болванки делают из сухой не сучковатой древесины. Поверхность их хорошо выстрагивают и окрашивают водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.

При изготовлении изделия по болванке последнюю смазывают маслом или стеарино-керосиновой пастой и обёртывают одним-двумя слоями бумаги. Затем, слой за слоем, болванку оклеивают бумагой и, доведя слой папье-маше до нужной толщины, оставляют до просушки. Высохшую заготовку снимают с болванки, зачищают её поверхность рашпилем и шкуркой и проводят дальнейшую отделку. Чтобы легче было снять заготовку изделия с болванки, полезно последнюю выстрагивать слегка «на конус», а по рёбрам болванки снимать небольшие фаски.

Изготовление форм

Если по имеющемуся оригиналу — модели из глины, пластилина, парафина и т. п.— необходимо изготовить несколько одинаковых копий из папье-маше и эти копии должны достаточно точно воспроизводить модель, то по этой модели изготовляют формы.

Формы представляют собой отпечатки моделей в гипсе, воске, парафине, стеарине и других материалах, которые для этого либо расплавляются подогреванием, либо затворяются водой. Затвердевая в результате охлаждения или химического взаимодействия с водой, эти вещества с достаточной точностью воспроизводят в обратном виде общую форму и все элементы поверхности модели.

Для изготовления форм обычно применяют мелко измолотый жжёный хорошего качества гипс. Хороший гипс на ощупь эластичен и жирен, не содержит посторонних включений и крупинок и не пристаёт к пальцам. Будучи затворён водой до получения раствора густоты сметаны, гипс образует раствор, хорошо заполняющий все мельчайшие детали поверхности модели. Этот раствор быстро густеет, схватывается и затвердевает, образуя форму, которая сравнительно легко отделяется от модели.

К достоинствам гипса как материала для форм относится также то, что он после затвердевания достаточно прочен, хорошо обрабатывается и склеивается.

Отливку формы для каждого изделия из папье-маше следует производить, сообразуясь с его величиной и конфигурацией. Для изделий плоскостных, какими, в частности, являются многие географические макеты, различные барельефы, картуши и т. п., изготовляют формы, открытые с одной стороны. Их называют обычно простыми, или одностворчатыми формами. Такие формы представляют собой плиты той или иной величины из гипса, алебастра или других материалов. На одной стороне каждой плиты имеется точный отпечаток модели — форма для изготовления изделия из папье-маше.

Отливка одностворчатых форм из гипса или алебастра, если модели не содержат фигурных деталей, могущих воспрепятствовать снятию с них готовой отлитой формы, производится сравнительно просто.

После того как модель подготовлена для отливки формы, т. е. смазана растительным маслом или раствором стеарина в керосине, приготовляют гипсовый раствор. Для этого порошок гипса высыпают в чашку или в миску с водой, распределяя его равномерно по всей поверхности последней. При помощи деревянной лопаточки, не поднимая её из раствора и избегая взбалтывания, которое приводит к образованию в нём пузырьков воздуха, быстро перемешивают раствор.

Свежеприготовленный гипсовый раствор должен по густоте напоминать сливки. Если раствор окажется слишком жидким, следует без промедления, при непрерывном помешивании, добавить немного сухого гипса.

Заготовленный раствор быстро загустевает, и как только он станет по виду напоминать густую сметану, его нужно немедленно использовать для отливки формы.

На модель наносят сначала тонкий сплошной слой гипсового раствора, тщательно наблюдая за тем, чтобы у поверхности будущей формы не образовалось пузырьков и пустот. Затем быстро покрывают всю поверхность модели слоем раствора толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Весьма желательно, чтобы изнанка готовой формы представляла собой плоскость: при последующем пользовании формой для работы её удобнее в этом случае класть на стол.

Отлитую гипсовую форму оставляют для затвердевания. Посуду, использованную для затворения гипса, необходимо немедленно тщательно вычистить и вымыть, так как гипс, в котором начался процесс затвердевания, с трудом удаляется с поверхности посуды и инструмента. Раствор, приготовленный для формовки, следует расходовать каждый раз полностью, ибо оставшийся гипс всё равно приходится выбрасывать. По этой же причине надо на каждую форму готовить гипсовый раствор отдельно. Готовые гипсовые формы хорошо просушиваются и сплошь покрываются масляным лаком или жидким столярным клеем — проклейкой. После повторной просушки и каждый раз перед использованием форм для выклейки изделий из папье-маше рабочую поверхность каждой формы необходимо покрыть тонким слоем стеарино-керосиновой смазки, растительного масла, а ещё лучше — смесью растительного масла с раствором хозяйственного мыла.

Составные формы

При изготовлении из папье-маше некоторых объёмных изделий часто применяют составные, или, как их ещё называют, разборные, створчатые или кусковые формы. В зависимости от сложности конфигурации моделей, такие формы состоят из двух и более частей — створок или кусков. При использовании составных форм каждая створка выклеивается слоем папье-маше отдельно, а после высыхания все части изделия склеиваются в одно целое.

При изготовлении каждой створчатой формы необходимо, сообразуясь с характером модели и изделия, наметить наименьшее количество створок. При этом границы последних должны проходить на модели так, чтобы каждая створка легко снималась с модели, а отдельные части изделия, после просушки слоя папье-маше, легко отделялись от соответствующих створок формы. Желательно намечать границы створок так, чтобы швы между отдельными частями изделия можно было при отделке сделать незаметными. При изготовлении составных форм необходимо принимать меры к точному совпадению между собой отдельных створок.

Створки составной формы отливаются последовательно, одна за другой, и гипсовый раствор готовится каждый раз в объёме, достаточном для изготовления очередной створки. На время отливки каждая створка должна быть ограничена по всему контуру, намеченному на модели, либо боковыми поверхностями уже отлитых створок, либо специальными временными перегородочками из жести, тонкого промасленного картона и других материалов.

Если модель, по которой нужно изготовить створчатую форму, сделана из твёрдого материала, то временные перегородочки для отливки отдельных створок можно выполнить из лепной глины. Для этого из глиняного теста приготовляют раскатыванием на доске длинную колбаску, а из неё формуют затем ленту толщиной 10—12 мм. Срезав у этой ленты ножом одну сторону и слегка смочив плоскость среза водой, опоясывают модель по намеченной^ линии глиняной стенкой. Таким образом, для отливки каждой створки получается замкнутый контур.

Перед отливкой очередной створки поверхность соответствующего участка формы и боковые поверхности уже отлитых соседних створок и перегородок смазывают жирной смазкой.

В качестве простейшего случая изготовления составной формы можно указать на отливку гипсовой двухстворчатой формы по небольшой и сравнительно несложной модели, выполненной из какого-либо твёрдого и прочного материала. Модель, покрытую жирной смазкой, просто вдавливают в толстый слой хорошо размятого глиняного теста. Глину около модели выравнивают ножом и вокруг всей модели, на некотором расстоянии от неё, делают валик — стенку из глины. Подготовленную таким образом верхнюю половину модели заливают гипсовым раствором.

Когда гипс затвердеет, модель вместе с отлитой створкой формы перевёртывают и тщательно очищают от глины. Подлежащую заливке гипсом половину модели и поверхность шва, по которому будут соединяться обе створки формы, покрывают тонким слоем жирной смазки, после чего производят отливку второй створки^

После того как гипсовая форма полностью отлита, ей по возможности придают снаружи правильную форму, снимая ножом излишек гипса на створках. Когда гипс хорошо затвердеет, створки гипсовой формы раскрывают, просовывая в щели между ними лезвие ножа.

Выклейка форм бумагой

В зависимости от размеров и конфигурации изделия, для вы-клейки форм могут применяться полоски и куски бумаги тех или иных размеров. Чем сложнее рельеф и мельче изделие, тем более мелкие кусочки бумаги приходится употреблять для его выклейки. Оклейку больших цилиндрических и призматических болванок при изготовлении самодельных подзорных труб, перископов, калейдоскопов, пеналов и других поделок ведут целыми листами бумаги, ширина которых соответствует длине болванок.

Бумагу для папье-маше удобнее всего нарезать предварительно полосками шириной 3—4 см и длиной 20—30 см. Полоски заливают на несколько минут горячей водой и укладывают стопкой. Когда лишняя вода стечёт и бумага немного провянет, её используют для наслаивания папье-маше, причём, в зависимости от формы предмета, полоски наклеивают целиком или рвут при наклейке на отдельные кусочки. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается без смазывания клеем.

Выклеивание форм ведут либо из середины к краям, либо от одного края до другого. Выклеивание изделий производится обычно не меньше чем в 5—6 слоев, а чаще всего в 10—12 и больше слоев. Чтобы работа шла быстрее и окончательная тол-щина слоя папье-маше в готовом изделии получалась равномерной, рекомендуется для наклеивания каждого очередного слоя использовать бумагу, которая по цвету или фактуре отличалась бы от бумаги, использованной для выклейки предыдущего слоя. Например, выклеив первый слой из газетной бумаги, следует для следующего применить цветную или гладкую белую бумагу, для третьего слоя можно снова использовать газетную бумагу или бумагу другого цвета и т. д. Такой простой приём позволяет работающему не допускать пропусков и добиться равномерной толщины выклеенного слоя папье-маше.

Если изделие имеет мелкие выпуклости, то при выклейке формы соответствующие этим выпуклостям впадины выклеивают отдельно несколькими слоями бумаги и заполняют небольшими комочками смазанной клеем бумаги, после чего выклеивание формы продолжают обычным способом.

При выклеивании отдельных створок составной формы по краям их создают небольшой излишек слоя папье-маше. По окончании выклеивания этот излишек отгибают внутрь формы вровень с краями створки и приклеивают к внутренней поверхности слоя папье-маше. При этом образуются заплечики, .

После того как каждая из частей изделия подсохнет, на её края по всему контуру при помощи карандаша или ножа переносят со створки формы линию шва. Деталь осторожно извлекают из створки формы и окончательно просушивают. Затем выравнивают и зачищают рашпилем края изготовленной детали до намеченной указанным выше способом линии шва. Если требуется более высокая точность подгонки друг к другу отдельных частей изделия из папье-маше, то плоскости швов зашлифовывают стеклянной бумагой.

Если шов между отдельными частями изделия лежит в одной плоскости, то сглаживание его поверхности удобно производить на листе стеклянной бумаги, уложенной на стол лицевой стороной вверх. Извлечённую из формы и просохшую часть изделия в этом случае укладывают всей поверхностью шва на шлифовальную бумагу и притирают до тех пор, пока не будет обеспечена хорошая пригонка к соседним частям.

Сушка отформованных частей изделий из папье-маше производится в тёплом, сухом помещении. Каждое изделие подсушивают сначала в форме, затем их осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на верёвках или раскладывая на досках.

Слишком быстрое просушивание деталей из папье-маше при высокой температуре обычно приводит к короблению, которое затрудняет сборку изделия и портит общий его вид.

Высушенные и подогнанные друг к другу части изделий из папье-маше склеивают горячим столярным клеем.

Отделка изделий из папье-маше

Когда изделие просушено и отдельные его части склеены между собой, все швы и изъяны на его поверхности шпаклюются при помощи специальной деревянной или стальной лопаточки — шпателя или простого ножа клеевой или масляно-клее-вой шпаклёвкой. Зашпаклёванное изделие снова хорошо просушивается, швы и ненужные выступы зачищаются ножом или рашпилем, после чего вся поверхность его сплошь шлифуется стеклянной бумагой или куском пемзы.

Для сплошных покрытий приготовляют более густую шпаклёвку, чем для заделки отдельных изъянов и швов.

Для шпаклевания изделий из папье-маше можно применять шпаклёвки следующего состава:

1. Клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного, желательно отмученного............... . . ... 20 частей

Клея столярного................ 5 »

Сиккатива................... 1 часть

Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют густой клеевой раствор и, не переставая мешать, нагревают. После того как получится совершенно однородная кашица, добавляют сиккатив и, тщательно размешивая, снова подогревают.

Желательно использовать эту шпаклёвку, пока она не остыла.

Готовят эту шпаклёвку так же, как и описанную выше. Хорошие результаты даёт добавление в эти шпаклёвки небольшого количества тёртой масляной краскк.

Лака масляного — до получения шпаклёвки нужной густоты.

Эта шпаклёвка быстро сохнет и отличается высокой прочностью.

Для того чтобы поверхность изделий из папье-маше была прочнее, а окраска их сочнее и ярче, а также для снижения расхода краски и лака при окончательной отделке изделий, последние предварительно огрунтовывают, т. е. покрывают тонким слоем грунтовки.

2. Масляно-клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного

Клея столярного.....

Олифы. . .......

8 частей 3 части 1 часть

3. Лаковая шпаклёвка

Мела молотого просеянного Белил цинковых тёртых.

3 части 1 часть

Простейшей и особенно доступной при работе с детьми грунтовкой для папье-маше является очень густой крахмальный клейстер, который заваривается обычным способом и состоит из двух частей картофельного крахмала и пяти-шести частей воды. Если из-за недостатка воды клейстер не заварится, его подогревают на кипящей водяной бане, пока раствор не станет густым, прозрачным и однородным. Крахмальный грунт наносится, как правило, руками.

Простую для изготовления шпаклёвку получают по рецепту:

клея столярного плиточного........... 8 частей

воды.................«25 »

мела молотого просеянного — до получения грунта густоты сметаны.

Для большей прочности этой грунтовки можно добавить в неё:

олифы..................... 1 часть

лака масляного................ 1 »

белил цинковых тёртых............. 1 »

Если грунт оказывается настолько жидким, что слой его, нанесённый на поверхность изделия, просвечивает, то следует добавить в грунтовку мела. В слишком густую грунтовку добавляют клеевую воду.

В условиях работы кружка «Умелые руки» может найти применение прочная и водоупорная казеиновая грунтовка следующего состава. Обыкновенный творог, приготовленный из снятого молока, обдают кипятком, отжимают в чистой тряпке и высушивают в духовке. Полученную массу измельчают в ступке в порошок, в который добавляют от двух до пяти процентов нашатырного спирта. Для придания грунтовке большей эластичности в массу добавляют 1—2% глицерина, после чего всё разводится олифой до густоты сметаны и хорошо размешивается. Полезно добавить в полученную грунтовку немного тёртых цинковых белил.

После того как нанесённый на поверхность изделий грунт хорошо высохнет, её слегка прошлифовывают мелкозернистой стеклянной бумагой и окрашивают.

Для окрашивания и раскрашивания изделий из папье-маше, изготовляемых детьми, чаще всего применяют масляные краски, наносимые обыкновенно в два или даже три слоя. Для раскрашивания масок, театральной бутафории, макетов и других изделий из папье-маше в масляные краски добавляют очищенный скипидар. Увеличение прочности покрытия при отделке масляными красками может быть достигнуто добавлением в краску (при нанесении послед-
него её слоя) небольшого количества светлого масляного лака.

Хорошие, после чего месят глиняное тесто, пока оно не перестанет прилипать к рукам и будет хорошо сохранять приданную форму. При проведении небольших по размерам и ответственных работ рекомендуется добазлять в глину сырое растительное масло.

Пластилин для изготовления мелких моделей можно приобрести в магазинах канцелярских товаров, но нетрудно изготовить и своими силами по следующему простому рецепту:

воска натурального............... 60 частей

сала свиного топлёного. 40 »

скипидара........ . . 100 »

краски минеральной сухой, тонко измолотой........... 30 »

крахмала картофельного............ 125 *

Воск, сало и скипидар осторожно расплавляют на небольшом огне в эмалированной посуде. Понемногу, при непрерывном

Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.

Как делать изделия из папье-маше

Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.

Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.

Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.

Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше

Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.

При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.

Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.

В общем, любая может быть использована для раскрашивания папье-маше. Наиболее популярна акриловая краска . Ее легко использовать. Она дешева и содержит большую вариацию цветов. Быстро сохнет. Постерные краски можно использовать, но они не совместимы с лаком на водяной основе. Цвета получатся размытыми. Возможно использование глянцевой краски или эмали . Но важно помнить, что при любых красках вы должны первым делом запечатать (герметизировать) свою работу. Обычная эмульсия идеальна. Пары слоев достаточно.

Важные советы.

1. Не пытайтесь ничего делать с изделием из папье-маше (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от размеров оно сохнет при комнатной температуре от 1 до 5 суток. При сушке изделий на батарее они могут потрескаться.

2. Независимо от вида папье-маше готовое изделие практически всегда нужно грунтовать. Для грунтовки изделия из папье-маше можно использовать шпаклевку на водной основе или на основе латекса – на масляной не стоит.

3. Прежде чем грунтовать изделие, его следует выровнять, аккуратно срезая неровности напильником, наждачной бумагой или острым ножом.

4. надо наносить тонкими слоями с помощью резинового шпателя или плоской кисти, обязательно давая ему высохнуть, прежде чем наносить очередной слой.

Изготавливать поделки из папье-маше несложно, но это требует кропотливости, усидчивости и старания. Зато вы руками создадите замечательные произведения и не пожалеете потраченного времени. Воспользуйтесь методом слоев или методом массы, или обоими сразу. Я надеюсь, вы почувствуете вдохновение приложить руки к папье-маше. Это замечательное увлечение.

Масса папье-маше (много фото)

Танюша! Мастер-класс прекрасный! Буду делать массу папье-маше с использованием ваших секретов! Вот только у меня к вам такой вопрос. Я сейчас загорелась изготовлением яиц, надеюсь научиться их украшать, чтобы не было стыдно миру продемонстрировать! Народ в нашей стране доброжелательный, но хочется выглядеть достойно! Так вот, живу я в глуши и у нас нельзя заготовки(деревянные) для росписи. Дочь мне привезла яйца из Мурманска, всех размеров по одному и я стала их оклеивать газетами, с последующим разрезанием, склеиванием из двух частей, и зашкуриванием. Так вот не пробовали ли вы из массы папье-маше делать яйца? Можно ли из этой массы просто скатать яйцо и высушить его(пусть и долго)? Или может вы пробовали обмазывать массой заготовки, а потом разрезать и склеивать? Ведь при таком способе получения яиц времени и сил уйдет меньше! Очень надеюсь на ваш ответ! Успехов вам в воспитании маленькой дочки!

Поступила большая кукла АМ 390 в совершенно несчастном состоянии. Рваные раны на плечевых шарнирах из папье-маше, трещина на плече, борозды вокруг шеи, проваленные гнезда под бедренные шарниры. И все-все перекрашено, живое только туловище в центральной части и часть рук. С перекраской бороться не стала, а вот повреждения не давали кукле жить.

Репортаж о восстановлении будет не совсем бодрый, так как получилось не так здорово, как хотелось бы, но из этого опыта вытекают нужные выводы, как можно делать и что надо доработать.
Покажу только руки, это было самое сложное. Они обе такие. Кроме того, видно, что многочисленные слои краски осыпаются.

Не знаю, что бы делала без отлично подошедшего ко всем этим проблемам немецкого клея для дерева UHU Holzleim (в магазине "Передвижник" продаются банки по 250 г., белые с синей крышечкой). Он сначала белый, но после высыхания становится прозрачным. При контакте с деревом и картоном проникает в структуру, немного разбухает, но потом ужимается в нормальный объем. Схватывает и сохнет быстро. Им промазала все трещины, чтобы не сыпалось.

Затем нужна смесь папье-маше. Это в нашем случае просто "жеваная" влажная бумага. Надо найти бумагу очень плохого качества, лучше всего подойдут дешевые газеты или оберточная бумага типа советской, которая коричневая и легко рвется. Рвем на мелкие кусочки, складываем в посудину или банку, наливаем столько воды, чтобы она вся впиталась в бумагу, ждем, пока размокнет. Далее - растираем эту гадость в кашицу, чем однороднее, тем лучше. Воды быть не должно, только кашица! У кого есть ручной блендер - я вам завидую!! Мне пришлось разбалтывать это вилкой:) Теперь ручной блендер - одна из запланированных покупок.
Но надо помнить, что смесь долго не хранится, заплесневеет.

Мешаем эту смесь с клеем ПВА и вышеописанным UHU. Можно добавить древесной пыли, но это если у вас есть родственник-плотник с "болгаркой":) Самостоятельно напилить нужное количество можно, но доооолго и нуууудно. Пропорции: 1 часть папье-маше и 0,5-1 часть клеёв.
Залепляем наши дырки изнутри тонкой картонкой и UHU. Сверху накладываем от души нашу смесь. Ждем сутки.

Высохшую смесь подшлифовать, чтобы не было сильных неровностей. Круглый напильник хорош для выравнивая краев дырки.

Далее - грунт. Мой первый опыт был с грунтом "Для реставрации" фирмы "Таир" на основе мела и желатина. Колеровать его рекомендовалось водорастворимыми красками, поэтому я использовала гуашь. И хоть я смешала его с ПВА, результат не порадовал - поверхность покрылась трещинами и легко отковыривалась.

Поэтому на сей раз я взяла грунт Акриловый (тот же "Таир"), колеровала его акриловыми красками, но смешать с клеем забыла, о чем вспомнила лишь после того, как намазала на поверхность. Оставила, как есть. Теперь интересно, что бы изменилось, не забудь я про клей.

По поводу колеровки: если планируете покрывать лаком, делайте такой цвет, какой должен быть в результате после высыхания с учетом того, что по нему пройдет определеннго цвета лак. Это сложно, да. Когда грунт высохнет, он будет практически белый, не пугайтесь.

Итак, пытаемся намазюкать шпателем этот грунт на поверхность. После высыхания он прекрасно держится на высохшем слое папье-маше и предыдущем слое грунта, но легко отслаивается от тем мест, где он лег на лак. К сожалению, упругий металл шпателя исключает возможность его изгиба в дугу... Поэтому - иначе, как "намазюкать" этот процесс назвать нельзя:)
То, что слева - высохший результат, справа - выровненная поверхность. Сильные неровности подпиливаем надфилем, дальше - шкуркой от крупной к мелкой.

Тут виден первый косяк - под шкуркой проявились слои предыдущих ремонтов. Вывод: надо было счистить это все до оригинального грунта с самого начала.

Смешиваем чистый прозрачный шеллак и не самый чистый - для желтизны. Сразу же грунт сильно темнеет, что можно испугаться за конечный цвет, но не обращайте внимания. После высыхания лака он светлеет и становится именно такого цвета, как надо! Тут два слоя лака.

Косяки:
Проявилась сеточка мелких трещин, однако, не повлиявших на крепость конструкции. Это от того, что в грунте не было клея или я что-то еще не так делаю?
Лак усилил видимость предыдущих слоев покраски.
При соприкосновении со старым лаком образует сильно видимую границу-подтек, и ничего с этим поделать нельзя. Разве что перегрунтовывать деталь полностью, но это слишком проблемно.

Если по отшлифованному грунту положить несколько слоев акриловой краски (каждый слой должен просохнуть), то первых двух косяков не будет видно под краской, но граница лака останется. Выход - не лачить совсем, но в этом случае краска должна быть отшлифована до лакового блеска.
Акрил оставляет бороздки, но на последнем не совсем просохшем, но и не свежем, слое их можно сгладить влажным пальцем или губкой. Затем после полного высыхания (сутки!) - осторожно отшлифовать мелкой и самой мелкой шкуркой. Если с цветом угадали - будет неплохо.

Результатом я недовольна, хотя программа-минимум выполнена. Все практические рекомендации приму с благодарностью.

1. Берем несколько лотков для яиц.

2. Рвем на кусочки. Хорошо при этом вспомнить свои давние обиды — и бумага быстрее крошится и обиды уходят. Всю эту «рвань» помещаем в глубокую миску.

3. Заливаем крутым кипятком так, чтоб вся бумага была под водой. Закрываем и оставляем в покое до следующего дня.

4. Если бумаги небольшое количество, можно и не выжидать сутки. Пока вода остывает, пористая структура картона впитывает влагу. Можно заглянуть к ней и через час. Попробовали пальцами, если мягкая и хорошо расходиться под пальцами, можно работать.

Сливаем примерно половину воды. Руками, затем вилкой или миксером достигаем однородности массы. Чем дольше «месим», тем однороднее и мягче будет структура. Но может быть, нас устроит более шероховатая, аутентичная поверхность изделия папье-маше. Тогда сокращаем время миксования. На все про все от 5 до 10 минут.

После таких операций получится в миске нечто совсем некрасивое. Но мы знаем, что вся красота впереди! На этом этапе не забудьте добавить несколько ложек клея ПВА в раствор, а то потом держаться не будет.



5. Сцедить лишнюю воду можно по примеру наших бабушек, которые делали творог. Берем дуршлаг, помещаем в раковину. Укрываем его марлей. Выливаем туда нашу неприглядную массу. Марлю завязываем узлом. Сверху помещаем пресс или что-нибудь тяжелое, попавшееся под руку.

6. Когда вода перестала скапывать, распаковываем наш бумажный сыр и пробуем на ощупь. Масса должна быть послушной под пальцами, держать форму, если сжать ее щепоткой как, например, хлебный мякиш. Выглядит при этом она так, как на фото.

7. Теперь можно закрыть ее герметично и хранить в холодильнике. Но лучше, конечно, приступать к работе сразу. Зачем же было проделано столько грязной работы?

8. Берем обыкновенную кухонную разделочную деревянную доску. Заворачиваем ее в пищевую пленку или фольгу, или в любой пакетик, что был под руками. Чтобы наша рамка, которая будет формироваться и сохнуть на доске, не присохла навечно.

10. Формируем собственно рамочку. Для этого нужно сделать в центре углубление под фото или то, что будет вместо него. Не торопитесь брать стамески! Найдите любую коробку, которая была бы нужной формы и размера. В данном случае это коробка с ватными палочками! Разместите ее в центре будущей рамки, и с силой, но осторожно и равномерно вдавите на несколько миллиметров. Не вынимайте пока!

11. Теперь обрезаем по наружному краю все лишнее обычным кухонным острым ножом. Можно под линейку. Есть уже почти то, что нужно. Убираем коробку-штамп. Смотрим, любуемся, и думаем над декором.

12. Осталась самая приятная часть работы — декор. Удобно делать тем же методом вдавливания и тиснения. Берем любые шнурки, выкладываем их спиралями на поверхности. Вдавливаем на несколько миллиметров. Снимаем. Короткие черточки продавливаем неострым ножом.

13. Снова подравниваем края, но только если они расползлись слишком. Работа практически готова, выглядит примерно так, как на фото.


14. Оставляем сохнуть до готовности. Лучше при естественной температуре и без сквозняков, чтобы не покоробилась.

15. Примерно на другой день, когда рамка совсем высохнет, можно красить. Лучше гуашью, а не акрилом, чтобы не создавалась пленка на поверхности и была хорошо видна фактура поверхности. Тонируем в отдельной баночке жидкую гуашь — в нашем случае белила, охра и капелька желтого, чтобы попасть в аутентичный цвет песчаника. Широким флейцем прокрашиваем быстро. Просушиваем. Полностью сухую рамку папье-маше скрываем матовым акриловым лаком в один слой, чего вполне достаточно. Двухсторонним скотчем клеим фотографию любимого человека, а в крайнем случае — Хью Джекмана. Сзади клеем крепление супер-клеем.

Вот и все! Первый мастер класс папье-маше закончен — шедевр готов. Если изготовить несколько рамок в таком стиле, они создадут завершенную композицию. Не правда ли, все-таки быстро, просто и красиво?!