Урок технологии «Мозаичные аппликации. Мозаика из бумаги Как нарисовать рисунок мозаика из бумаги

1 . Ф.И.О . Маринчева Татьяна Ивановна

2.Класс : 2

3.Дата

4.Предмет : технология

5. Тема урока:_ Мозаичные аппликации

6. Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока :

Образовательные:

    расширить знания о мозаичной технике; познако­мить с особенностями мозаики из бумаги; учить выполнять мо­заику из бумаги, совершенствовать навыки создания вырази­тельных композиций;

    Формировать знания учащихся о мозаике, о различных видах мозаичной аппликации, закрепить умения разметки по шаблону;

    научиться делать простейшие мозаичные;закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

    Развивающие: : развивать моторику пальцев;

    развивать навыки и умения ручного труда;

    развивать фантазию, мышление учащихся;

    развивать умения экономно пользоваться бумагой.

развивать воображение и речь;

    Воспитательные: воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать варианты использования бумаги в практической жизни; использовать в практической работе приемы работы с бумагой; соединять детали при помощи клея; экономно расходовать материал; учить использовать инструменты при рисовании заготовок (карандаш, резинка).

УУД:

Личностные: формирование умения организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; формирование позитивного отношения к труду.

Регулятивные : умение составлять композицию из симметричных фигур по образцу; планировать практическую деятельность по слайдам; действовать по плану;

Познавательные : исследовать свойства бумаги; осмысление алгоритма выполнения мозаичной аппликации; соблюдать в практической работе правила работы ножницами, правила разметки шаблоном, сгибанием; проводить анализ объекта.

Коммуникативные : развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; умение точно выражать свои мысли.

Основные термины и понятия: мозаика, мозаичная аппликация,шаблон, правила безопасной работы.

Демонстрационное оборудование: образцы изделий (панно); цветная бумага, картон, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, кар­тон, клей, кисть, салфетка, ножницы.

Словарь: мозаика.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности

Солнце яркое проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось,

Начинать урок пора .

2.Актуализация знаний.

1.Подготовительная работа

/Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:

    Не держи ножницы концами вверх.

    Не оставляй ножницы в открытом виде.

    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

    При работе следи за пальцами руки.

    При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:

    Не допускать попадания клея в глаза.

    Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

    После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

3.Постановка проблемы

Какие поделки мы любим с вами собирать?/мозаику/

Что мы о ней знаем? /ответы дете мозаика мо­жет быть выполнена из стекла, камешков, керамики й:/

Проблема урока: Чему сегодня будем учиться?/новым видам мозаики/

На прошлом уроке вы узнали, что мозаика мо­жет быть выполнена из стекла, камешков, керамики. Но есть еще один материал, из которого легко заготовить детали для создания мозаичного изображения. Это бумага. Она имеет мно­жество цветов и оттенков, поэтому и картины из нес получаются яркими, красивыми. Сегодня вы убедитесь в этом, создав свое мозаичное панно.

4.Открытие новых знаний

1. Знакомство с особенностями мозаики из бумаги.

У меня в руках пестрый веер цветной бумаги (показывает образцы Бумаж­ной мозаикой выполняют как контурные, так и сплошные изо­бражения (показывает образцы изделий).

Мозаичная композиция может быть самостоятельным про­изведением. Но можно такую технику использовать и для укра­шения коробочек, шкатулок, подобрав соответствующие рисун­ки. Если вы покроете изделие лаком, то сможете долгие годы пользоваться оригинальным изделием. Познакомимся с техни­кой бумажной мозаики поближе.

2. Последовательность работы над бумажной мозаикой.

Для работы над бумажной мозаикой вам пона­добятся: листы цветной бумаги, куски картона, ножницы, клей, образцы рисунков. Работа над панно начинается с заготовки бу­мажных деталей. Есть два способа заготовки: первый - нареза­ние бумажных квадратов или других фигурок разных цветов и оттенков, второй - получение деталей способом обрывания. Во втором случае края деталей получаются неровными (показы­вает детали). Они создают впечатление пушистости, шерохова-тости. В остальном последовательность операций по изготовле­нию мозаики одинакова.

Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Линии должны быть тонкими, еле заметны­ми. Очень важно при этом соблюсти правила композиции. Да­вайте вспомним их. (Правильно расположить лист картона -основу, найти композиционный центр картины, соотнести все детали рисунка по величине.)

Заготовленные детали лучше разложить в коробочки, рас­сортировав их по цвету. После предварительной подготовки смазывают небольшую часть рисунка клеем и, наколов на ножку циркуля или другой острый предмет бумагу нужного цвета, на­кладывают ее на основу. Выкладывать рисунок начинают с кон­турных линий. Между частями оставляют небольшие просветы. Вот основные принципы создания картин в мозаичной технике.

Но иногда бывает, что вроде бы и масштаб деталей рисунка соблюден, и композиция составлена верно, но мозаика все равно получилась невыразительной. Почему так происходит? Рас­смотрим картины, представленные на рисунках в учебнике (с. 122-124), и выясним, все ли они удались авторам, какие ошибки были допущены ими, в каком случае мозаичная техника для изготовления панно была уместна, а в каком - можно было выполнить простую аппликацию.

3. Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает приемы работы над мозаичным панно.

Физкультминутка

5.Первичное закрепление

Практическая работа.

Задание: выполнить мозаику из бумаги.

Во время практической работы учитель контролирует пра­вильность организации рабочего места, приемов работы, ока­зывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

Физкультминутка

6. Итог урока.

1. Уборка рабочих мест

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери,

В портфель все вещи положи.

2.Выставка работ учащихся. Обсуждение работ. Вопросы:

В какой технике выполнены ваши работы?

Каким способом вы заготовили детали для бумажной мо­заики?

Какая из работ, по вашему мнению, является лучшей? Объясните почему.

7. Рефлексия

«Лесенка»

«Настроение» /смайлики- «Солнышко»/

Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

У всех поделки получились аккуратные(5, 4)

Урок окончен. Всем спасибо.

Физиологами уже давно установлено, что пальцы человека имеют органическую связь с мозгом, а потому регулярная работа руками прекрасно стимулирует интеллектуальные способности и совершенствует речевые навыки. Чтобы малыш рос смышлёным, чтобы не испытывал сложностей с произношением звуков, занимайтесь с ним ручным трудом. И чем чаще, тем лучше.

Полезны любые занятия, задействующие мелкую моторику:

  • шнуровки;
  • сортировка мелких предметов (скрепки, бусины, пуговицы, макаронные изделия, фасоль);
  • игры, требующие зрительно-моторной координации (конструктор, пазлы, мозаика);
  • декоративно-прикладное творчество (рисование, лепка, поделки из папье-маше, аппликации).

Очень интересная техника для дошкольников - модульная аппликация (мозаика). Давайте разберёмся, что она собой представляет и в чём её польза для малышей.

Польза модульной аппликации

Аппликация - это разновидность декоративно-прикладного искусства, произведения которого получаются путём наложения деталей на фон. Если накладываемые детали представляют собой примерно одинаковые по форме и размеру модули, то аппликацию называют модульной. Такая техника, по своей сути, является мозаикой, а потому модульные аппликации часто называют мозаичными или используют понятие «аппликация-мозаика».

Итак, модульная, она же мозаичная, она же аппликация-мозаика представляет собой приклеивание на фоновое основание множества одинаковых или очень похожих модулей. Такое занятие, если уровень сложности подобран в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, вносит в общее развитие малыша огромнейший вклад:

  • тренирует мелкую моторику и глазомер;
  • развивает образное и пространственное мышление;
  • способствует формированию эстетического восприятия и вкусовых предпочтений;
  • знакомит ребёнка с основами конструирования;
  • помогает воспитывать трудолюбие, усидчивость и аккуратность;
  • благотворно воздействует на эмоциональное состояние;
  • стимулирует фантазию и воображение;
  • обогащает сенсорный опыт;
  • открывает новые возможности для организации увлекательного семейного досуга;
  • помогает изучать цвета и формы.
Как создать модульную аппликацию с ребёнком
  1. Приготовьте основание, на которое надо будет приклеивать элементы вашего будущего шедевра.
  2. Нанесите на фон контурный рисунок.
  3. Запаситесь достаточным количеством модулей (деталей).

Вот, собственно, и всё, что нужно, чтобы создать красивую мозаичную аппликацию с ребёнком. Доставайте клей - и можно приступать!

На заметку! Если вы - счастливые родители нескольких малышей, к мозаичной аппликации можно привлечь всю весёлую разновозрастную братско-сестринскую банду. Самые маленькие пусть рвут и комкают бумагу, самые старшие создают оригинальный шаблон для аппликации, ну а потом все вместе во главе со средними выкладывают свою мозаику и наслаждаются плодами совместных трудов.

А теперь рассмотрим обозначенные пункты чуть подробнее.

1. Основание

Самый традиционный вариант основания для аппликации - однотонный цветной картон. Но вы можете приспособить для этой цели и другие подручные материалы:

  • старые ненужные компакт-диски;
  • влаговпитывающие бытовые салфетки;
  • одноразовые бумажные или пластиковые тарелки;
  • крышки от различных пластиковых ёмкостей или картонных коробок.
2. Шаблон для аппликации

Выбирая тематику для мозаичной аппликации, не забывайте, что любая аппликация может быть предметной, сюжетной или декоративной.

  • Шаблон для предметной аппликации изображает один объект. Например, вазу, мяч или машину. Чем младше ваш карапуз, тем проще должен быть шаблон для предметной модульной аппликации.
  • Сюжетная аппликация подразумевает более сложную картинку: на основании надо отобразить некое событие, действие, несколько предметов, которые связаны общей темой. Занятие по созданию сюжетной аппликации удобно использовать для отработки лексической темы.
  • В декоративной мозаике дети играют с формами и цветами, свободные от тематических рамок. Фантазийные орнаменты, оригинальные узоры, интересные авторские сочетания - творите в своё удовольствие!



3. Материал для мозаики
  • Бумага . Геометрические фигуры или кусочки произвольной формы (нарезанные ножницами или просто нарванные руками). Если кусочки для обрывной мозаики предварительно помять, получится объёмная картинка.
  • Салфетки . Мягкий, податливый материал прекрасно подходит для работы с самыми маленькими творцами. Возможно, наклеивать модули придётся вам, но кроха с удовольствием обеспечит вас «кирпичиками», необходимыми для построения красочной работы.
  • Природный материал . Семена различных растений, крупы и предварительно окрашенные мелкие макаронные изделия открывают широкий простор для создания интересных работ в технике модульная аппликация (мозаика).
  • Пластилин . Отщипывайте от цветных брусков пластилина небольшие кусочки, скатывайте их в шарики, а затем заполняйте такими цветными колобками шаблон вашей модульной аппликации, слегка придавливая пластилин пальцами для придания конструкции прочности.
  • Бисер, пайетки, пуговицы, самоклеющаяся плёнка . Эти материалы менее популярны в детском творчестве, но со старшими дошкольниками и младшеклассниками из них можно создать очень интересные образчики декоративно-прикладного искусства.

Друзья! Надеемся, подготовленный нами обзор возможностей модульной аппликации вдохновил вас на проведение серии интересных творческих занятий с вашим карапузом. Мы будем рады, если плодами этой работы вы поделитесь с нами и нашими читателями в комментариях к статье или на наших страницах в социальных сетях.

Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Ещё в древние века появилась техника мозаики из косточек, ракушек и различных камушков. А на сегодняшний день первые познания в этом искусстве получают малыши. Мозаика из бумаги - это творческий способ развлечения для всей семьи. Такое занятие сблизит родителей и детей, разовьёт у ребёнка моторику и восприятие цветов. Стандартные аппликации мозаики из бумаги - это не все возможности искусства. Существуют более сложные техники для изготовления подделок, например, квиллинг - картины из скрученных салфеток.

Методика «рваной бумаги» является простой и понятной в исполнении. Сделать мозаику из бумаги, сможет даже самый маленький творец. Такой способ творчества развивает художественный вкус, фантазию и позволяет по-другому смотреть на вещи. Для мозаики подойдёт обычная бумага (цветная), на которой можно начертить хаотичные полоски для совершения обрыва. Но можно обойтись и без этого и произвольно порвать бумагу на различные кусочки.

Во время обрыва пальцы должны быть максимально приближены друг к другу. После небольших манипуляций вместе с малышом наклейте бумажки на трафарет или нарисованную аппликацию. Забавное и весёлое развлечение начинается уже с первых действий (кромсания бумажных полосочек) и заканчивается шедевром. В этом методе не используют ножницы, поэтому он является безопасным для детей.

Инструкция по созданию мозаики

Цветная бумага - это многофункциональный инструмент для создания шедевров, развития и просто развлечения. Сложность картины зависит от количества и размера элементов, а также от самого рисунка. Шаблоны мозаики из цветной бумаги можно найти в интернете и распечатать.

Техника выполнения:

  • Берётся разноцветная бумага и нарезается на элементы разной формы и длинны.
  • Для работы потребуется разноцветные бумажные кусочки, шаблон и клей (лучше карандаш). Малышу предлагается выложить кусочки на картинку так, чтобы бумажки не выходили за контуры. Сначала это будет сложно сделать, но с каждой тренировкой у малыша будет получаться всё лучше и лучше.
  • Для эстетичного вида после каждого кусочка поверхность протирают сухой тряпкой.

Начинать работу необходимо с самых больших кусочков и заканчивать самыми маленькими. Выкладывают бумажки сначала по контуру, а затем заполняют всё пространство.

Можно не волноваться, что между деталями есть просветы - это придаст завораживающий вид картине.

Чтобы сделать аппликацию-мозаику из цветной бумаги объёмной, подготовленные бумажки наклеивают не полностью. Они намазываются клеем только в серединке, а кончики подкручиваются ручкой или специальной палочкой.

Полёт фантазии при создании мозаики будет только на пользу. Можно использовать гофрированную или бархатную бумагу. За основу взять листы, которые разукрашивались ребёнком или были вырезаны необычно. А также можно прикрепить к поделке палочку, скрепку или магнитик для дальнейшего использования в интерьере. Такой декор, выполненный руками ребёнка, будет радовать и умилять.

Рисунок на листе картона

Создавать различные композиции вместе с детьми - весело и интересно. Их необычный подход к искусству удивит и порадует одновременно. Для начала надо определиться с тематикой рисунка, затем нарисовать эскиз или найти шаблон мозаичной аппликации из бумаги в интернете. Но также можно взять картинку из раскраски - это сократит время на подготовку.

Все материалы доступны и свободно продаются в магазинах. Для первого раза необходимо выбрать простое и крупное изображение. Например, идеально подойдёт грибок.

Для работы понадобятся:

  • картон;
  • простой карандаш;
  • набор разноцветной бумаги;
  • клей-карандаш (можно ПВА);
  • шаблон для перерисовывания.

Гриб карандашом переносится на картон. Затем берётся 5 небольших ёмкостей для бумажных элементов. Каждый используемый цвет должен находиться в своей мисочке для удобства, и чтобы они не перепутались между собой.

Цветовая гамма может быть совершенно разнообразной, например:

  • поверхность шляпки - коричневой, а её донышко - бежевым;
  • ножка гриба - жёлтой;
  • небо - голубым, а травка - зелёной.

После подготовки элементов начинается сам процесс наклеивания. После завершения на композицию надо положить что-нибудь тяжёлое.

Более сложные варианты

После тренировки на лёгких картинках можно приступать к более сложным вариантам. За основу можно взять любые овощи. Для этого потребуются:

  • картон белого цвета;
  • ножницы;
  • клей;
  • фломастеры;
  • краски с кисточкой;
  • шаблоны овощей.

Первым делом надо вырезать сами овощи и приклеить их на лист картона. Потом нарезать бумагу на полоски по полсантиметра в ширину, а их, в свою очередь, - на квадратики.

При сборе картинки необязательно приклеивать элементы вплотную друг к другу, можно оставлять расстояние между ними - это придаст творению изюминку.

Как только мозаика будет готова, необходимо разделить картон пополам горизонтальной линией, чтобы сделать задний фон. Зарисовать верхнюю часть оранжевой краской и после высыхания сделать имитацию кирпичиков при помощи фломастера. Нижнюю часть заполнить более светлым тоном - это будет имитация поверхности, на которой лежит овощ. Затем надо обвести сам овощ чёрным фломастером и создать падающую от него тень. И вот картонная мозаика из бумаги своими руками с шаблона готова!

Проводить подобные мастер-классы для малыша можно хоть каждый день. Но если работать приходится с ножницами, то обязательно надо объяснить ребёнку, что это не игрушка, и обучить его безопасному обращению с этим предметом.

Мозаика (от франц. mosaigue, итал. mosaico - посвященное музам) изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, смальта, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, черепки, пластмасса, цветная бумага), природный материал: солома, засушенные растения. По-разному закрепляются эти материалы: одни - с помощью извести, цемента, мастики, носка; другие - помощью клея.

Эскизы для мозаики лучше составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Затем эскиз переводят на фон, подбирают бумагу соответствующего тона и подготавливают ее к наклеиванию - резанием или обрывом. Подготовленные кусочки каждого цвета кладут отдельно. Затем промазывают клеим на фоне небольшую часть эскиза и накладывают заготовленные кусочки бумаги на проклеенную часть.

Так постепенно заклеивают все изображение, на проклеенные части кладут груз. Когда фон будет заклеен, работу высушивают под грузом.

Мозаика может быть контурная, т. е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошная тогда заклеивается внутренняя часть его. Мозаику можно делать с просветами и без них.

Мозаика, как и обычная аппликация, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге. Использовать мозаику можно для оформления плоскостных, полуобъёмных, объёмных поделок (рис.5).

рис.5

Освоив навыки работы с аппликацией, её можно использовать в оформительских работах (пригласительные билеты, поздравительные открытки, закладки для книг, ёлочные украшения, оформление игр, игрушки с подвижными деталями 1 (рис.6-7).

Рис.6

Рис.7

Материалы и оборудование. Подбор бумаги.

В аппликации большое значение придают подбору бумаги. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Следует помнить о цветовом сочетании расположенных рядом изображений. Площадь и цвет фона (светлый или темный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют). Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен - одна из главных задач работы. Цвет должен поднимать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.

Аппликации могут быть монохромными (одноцветными) и полихромными (многоцветными). Одноцветные композиции отличаются графичностью, многоцветные - красочностью. И те в другие художественны. Если нет бумаги нужного цвета, можно протонировать её самим.

Для аппликации лучше использовать качественную бумагу, так как она менее подвергается деформации (рвётся) и придаёт работе аккуратный вид.

Орнамент или картина, составленные из множества кусочков цветной бумаги определённой формы и размеров, называется мозаикой. Создать интересные или тематические работы можно из журналов, газет или салфеток. Если есть желание сделать мозаику из бумаги с маленьким ребёнком, то вместо использования ножниц нужные фрагменты можно просто отрывать от листа. Такой способ безопасен, развивает мелкую моторику, усидчивость и цветовое восприятие.

Общие правила выполнения работ

Начинается работа с контура крупных деталей и их заполнения. Затем делаются более мелкие элементы рисунка. Оформление фона исполняет также от краёв к центру. От выбранного картона зависит цвет между стыками кусочков бумаги после наклеивания.

Бумажный клей для работ после высыхания не должен оставлять следов. Иметь не слишком жидкую консистенцию, чтобы его удобно было использовать и случайно не разлить на поверхность основы. Нанесение клея выполняется небольшими порциями, ровно столько, сколько надо на один фрагмент.

Излишки могут размочить картон, из-за чего он покоробится. Это серьёзно и безвозвратно испортит внешний вид изделия. Чтобы поделка была привлекательнее, после укладки и приглаживания элемента рабочая поверхность вытирается сухой ветошью.

«Рваная» мозаика для малышей

При оклеивании любых сюжетов или отдельных предметов получается мозаичная аппликация из бумаги. Шаблоны можно нарисовать самостоятельно или распечатать готовые. Доступность и невысокая стоимость материалов позволяет заняться творчеством в любое время. Для новичков и малышей лучше использовать эскизы с простыми крупными формами без мелких элементов. Для аппликации гриба понадобится:

  1. Один лист картона.
  2. 5 цветов бумаги.
  3. Клей ПВА.
  4. Простой карандаш и ластик.

Голубой цвет для неба, тёмно- и светло-коричневый для земли, для шляпки и под ней, жёлтая ножка и зелёная трава. Чтобы придать яркость картинке, на участке с почвой можно наклеить вразброс жёлтые кусочки, изображающие осенние листья.

Изготовление мозаики из бумаги своими руками по шаблону начинается с нанесения рисунка на картон. Его можно срисовать или перевести при помощи копировальной бумаги с печатного эскиза. Бумага нарывается мелкими элементами по цветам в отдельные ёмкости.

Создание картинки начинается с гриба. Сначала оклеивается его контур, а затем заполняется внутренняя часть. После этого делается небо и земля. Фрагменты следует подгонять с минимальными зазорами, но так, чтобы их края не заходили друг на друга.

Когда изделие готово, его кладут под пресс для просушки. Это предотвратит деформацию картонной основы.

Аппликация из геометрических форм

На обратной стороне листов расчерчиваются треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры, затем разрезаются. Каждый цвет складывается отдельно. Мелкими кусочками заполняется нарисованный шаблон. Стандартные и произвольные многоугольники обеспечат интересными деталями аппликацию. Такая мозаика из цветной бумаги привлекает внимание окружающих. Она может стать украшением интерьера или оригинальной открыткой. Эта техника подходит для детей с первого класса.

Для дошкольного возраста подходит составление аппликаций из больших фигур. Самая простая для них поделка - это домик. Формы хорошо просматриваются, и ребёнку будет несложно их подготовить и приклеить на основу. А также можно изготовить скворечник на дереве. Тут добавляется круг для кроны дерева и прямоугольник - ствол.

Более сложной задачей будет рисование форм для цветка. Для выполнения вырезаются кружочек и 7 овальных лепестков. Если взять жёлтый и белый цвета, то получится ромашка. Если использовать лепестки, выполненные из прямоугольников и надрезанные несколько раз в верхней части, то получится астра. Для стебля и листиков - прямоугольники и овалы.

Если лепестки приклеивать только возле сердцевины, то получится объёмная картинка.

Рыбки в аквариуме из цветной бумаги

Морские обитатели и подводные растения привлекают детей своими формами и цветовой гаммой. Эта аппликация поможет развить малышу точность в повторении линий при обведении контуров и их вырезания. Ножницы используются детские безопасные с пластиковыми накладками и закруглёнными кончиками. В зависимости от возраста ребёнка, клей ПВА можно заменить карандашом при создании мозаики из цветной бумаги и шаблона. Этапы выполнения:

Сначала картинка собирается всухую, выбирая желаемое расположение. Это избавит ребёнка от замешательства и нерешительности при приклеивании. По завершении на поделку укладывается плоский груз и оставляется до полного высыхания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!